Современные подходы к обучению географии в условиях реализации ФГОС (опыт работы)

Современные подходы к обучению географии
в условиях реализации ФГОС

Цель школьного образования в настоящее время заключается в том что бы «научить учиться», «научить жить», «научиться жить вместе, научить работать и зарабатывать»
( из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
В связи с введением ФГОС изменились цели общего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебного предмета; создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описывается не только содержание, но и требования к результатам обучения, основные направления деятельности. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. В тоже время в учебных планах увеличивается количество изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение традиционных дисциплин, в том числе и географии.
Актуальность инновационного педагогического опыта географической подготовки школьников обусловлена происходящими изменениями в современном обществе. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает использование на уроках системно-деятельностного подхода, который требует особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения. Многие педагоги стали искать нетрадиционные способы взаимодействия с учениками, новые методы ведения урока.
В моей деятельности в центр внимания поставлены результативность обучения, для достижения которой я использую различные технологии обучения. Однако следует отметить, что внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;
- технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С);
- технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.
Оптимальными и эффективными средствами достижения результатов являются грамотно сформулированные цели/задачи с позиции установки личностно-ориентированного подхода, соответствующее содержание географического образования; формы (индивидуальная работа, уроки-лекции, практическая работа исследовательской направленности, самостоятельная работа, семинар-дискуссия, урок путешествие, домашняя работа творческой направленности); методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский, метод проектов); методики/технологии (проведение географического эксперимента, проектные, исследовательские технологии, ИКТ, проблемное обучение) способствующие максимальному развитию каждого ученика на «предметное содержание».
Одной из форм моей работы является организация научно-исследовательской и проектной деятельности школьников, которые дополняют друг друга. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых – осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. Достижения подлинно творческого результата невозможно без всерьёз организованного обучения. В работе над учебными проектами ребята создают новое знание, но этого можно достичь только опираясь на ранее приобретённые знания, а так же на общие учебные и предметные умения. Метод проектов использую как на уроке – учебный проект, а при учитывании индивидуальных интересов и способностей у учащихся - творческие проекты, исследовательские проекты, практико-ориентированные. Предмет географии нельзя представить без карт. Поэтому при использовании любых методов и технологий обязательно присутствует карта. Карта является моделью территории, поэтому использую учебные проекты по картографическому моделированию, которые помогают в изучении новых характеристик предметов и явлений.
В своей педагогической практике применяю и эколого- краеведческое воспитание школьников, где широко прослеживается научно-исследовательская деятельность. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического и краеведческого плана: взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем,
влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, меры по их охране в мире и в Кемеровской области,
сохранение качества окружающей среды в мире и в Кемеровской области,
основные типы природопользования в мире и в Кемеровской области,
экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
В своей практике я использую современные компьютерные технологии, что позволяет при обучении создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Например, при изучении физической географии использую обучающие программы, при изучении социально-экономической географии – обучающие и контролирующие; а в 7 классе при изучении природных зон материков, разнообразия органического мира использование компьютерных технологий наиболее эффективно.
Внедрение в свою практику данных технологий позволило мне с моими учащимися выполнить различные исследовательские эколого-краеведческие работы такие как «Заповедные тропы Кузбасса»; «Восстановления экосистем нашей малой родины». Исследовательские работы такие как «Ресурсная база Западно-Сибирской равнины»; «Глобальные катастрофы в истории Земли», «Ландшафты Кемеровской области».
Учащиеся с интересом выполняют практические работы, например по темам как «Определение по картам атласа условий для навигации одного из акваторий (морей, рек) России», «Определение численности, плотности и особенностей размещения населения по территории Кемеровской области»;
Творческие работы-презентации в старших классах (10-11), например «Сравнительно-статистическая характеристика крупнейших агломераций США», «Характеристика отраслевого состава США» и др.
Практическая значимость моей работы состоит в том, чтобы научить учеников творческому мышлению, логическому изложению материала, самостоятельному поиску знаний, самоорганизации и самооценке.
Современному ребенку необходим при минимуме затрат получить максимальный результат. И добиться данного результата позволяет визуализация образовательного процесса. Ученик приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. Это и логическое, образное, креативное мышление; способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения. Для меня таким способом объяснения учебного материала стало применение скрайбинга - использования зарисовок, аппликаций, опорных схем для проведения уроков.
В переводе с английского языка «скрайбинг» означает «разметка». Возникновение данного стиля ведения презентаций связывают с американскими дизайнерскими компаниями, которые стали использовать в своих выступлениях упрощенные иллюстрации и схемы. Такие презентации называются «скрайб». Основная функция данного способа подачи информации – быстро и качественно донести ее до учеников. Весомым плюсом в использовании скрайбинга является то, что все иллюстрации можно подготовить заранее, использовать графики, аудио- и видеоряд. Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.
Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный».
Ручной – классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. По-своему уникальный скрайбинг можно создать даже с помощью рисунков на песке. Компьютерный скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык. Учителю кроме него самого, необходимы лишь поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их можно делать. Чтобы владеть скрайбингом в совершенстве, не надо быть профессиональным художником. Достаточно уметь рисовать "палки, еще палки и огуречики". 
Существует три ключевых аспекта в работе по созданию скрайб-презентации.
Первый аспект – навыки визуализации. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.
Второй – умение работать со схемами. Скрайбинг – это не только образные рисунки. Наглядно продемонстрировать свои идеи можно, преобразовав их в графики, матрицы, иерархические структуры и диаграммы. При этом все виды схем и рисунки должны составлять целостный визуальный образ.
Третий аспект – навыки общения с аудиторией. Основная цель учителя – донести до учеников свои идеи и объяснить им, что они должны выполнять в процессе познания изучаемой темы. При этом необходимо помнить, что аргументы должны следовать друг за другом, а класс надо постоянно вовлекать в процесс обучения.
Как выбрать в географии, которую мы рассказываем, главное? Как показать абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать связи между ними? Иными словами, как научиться концептуализировать информацию, с которой мы имеем дело? Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос создания графических презентаций, позволяющих слушателям воспринимать и усваивать информацию более эффективно. 
Преимущества скрайбинга:
1. Эффективность. За короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения.
3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры.  Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера.
4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку, как правило, сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.
5. Возможность непрерывного общения с учениками на протяжении всего выступления.
6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу урока) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.
7. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.
Скрайбинг можно использовать на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.
Проводимая системная работа по развитию творческих способностей, формированию логического мышления, интереса к предмету и обучению позволяют мне получить высокие результаты: подготовки учащихся.
Качественая успеваемость по географии составляет 50-55%
В 2016 году выпускникк 11 класса Лозовой П. показал высокий результаты на ЕГЭ - 87 баллов.
Систематическая работа с одарёнными детьми позволила добиться следующих результатов:
-мои ученики являются победителями и призёрами муниципальных, межрегиональных и всероссийских олимпиад.
В 2015-2016 уч.г. на муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по географии Орлова В. заняла призовое место.
Таблица1
Результативность участия в конкурсах различного уровня по географии
2012-2016
Победители
Призёры

Муниципальный уровень
2
3

Международный чемпионат
1
4

Международный конкурс
1



С целью тиражирования педагогического опыта я выступала на конференциях, семинарах, конкурсах, педагогических советах.
В профессиональной деятельности я убедилась, что для учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Использование на уроках любой технологии как составной части методики преподавания предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету.