Внеурочная деятельность 135 уроков здоровья


Программа курса «135 уроков здоровья»
Пояснительная записка
Разработана на основе авторской программы Л. А. Обуховой,    Н. А. Лемяскиной   «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» для 1-4 классов.
Актуальность и новизна программы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в со стоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.  
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формировния здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель дан ной программы.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования - формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового об раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
- обучение детей профилактическим методикам - оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж;  
- обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практически ми заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.  
 Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть за тронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, вы работать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 4 года.
Форма и режим занятий:
- по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
- по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете),
- внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
 Режим занятий – 1 час в неделю/ 33-34 часов в год.
К концу 2 года обучения
Ожидаемые результаты:
Познавательные УУД: заботиться о своём здоровье; составлять и выполнять режим дня; вести здоровый образ жизни; выполнять рекомендации врача во время болезни; своевременно делать прививки; следить за содержанием домашней аптечки; оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице в транспорте, на воде, пожаре в доме; оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей; помочь себе при тепловом ударе; при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.
Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».

2 класс

п/пТемы Форма занятий Методические приёмы Дидактический материал Форма подведения итогов
1 Почему мы болеем Комбинированные занятия:
рассказ
беседа
игра-соревнование
тест
Словесные: рассказ, беседа по теме
Наглядные:
Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест, оздоровительная минутка Карточки с тестом «Твоё здоровье» Игра-соревнование «Кто больше?»
Тест «Твоё здоровье»
Беседа «Как надо заботиться о своём здоровье»
Вывод
2 Кто и как предохраняет нас от болезней Комбинированные занятия:
беседа
тест
работа со стихотворением Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»
Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка Плакат «Режим дня школьника»
Памятка «Как правильно готовить уроки»
Стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»
Составление памятки «Как правильно готовить уроки»
Беседа по пройденной теме
Вывод
3 Кто нас лечит Комбинированные занятия:
беседа
работа со стихотворением
самоанализ Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»
Практические: валеологический самоанализ, оздоровительная минутка Вопросы валеологического самоанализа
Стихотворение Э. Успенского «Всем известный математик…»
Валеологический самоанализ
Беседа по пройденной теме
Вывод
4 Прививки от болезней Комбинированные занятия:
рассказ
беседа
игра-соревнование
работа со стихотворением
дидактическая игра Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…» Практические: игра, оздоровительная минутка Стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»
Стихотворение С. Михалкова «Прививка» Игра-соревнование «Кто больше?»
Игра «Полезно-вредно»
Беседа по пройденной теме
Вывод
5 Что нужно знать о лекарствах Комбинированные занятия:
самоанализ
беседа
работа со стихотворением
игра Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты
Практические: валеологический самоанализ, анализ ситуации, оздоровительная минутка Пиши и говори правильно: «аллергия» и «антибиотики»
Памятка «Безвредных лекарств не бывает» Игра «Валеологический светофор»
Беседа по пройденной теме «Что должно быть в домашней аптечке»
Вывод
6 Как избежать отравлений Комбинированные занятия:
беседа
игра-соревнование
практикум Словесные: беседа по теме
Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит»
Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка Сказка К. Чуковского «Айболит»
Памятка «Признаки лекарственного отравления»
Памятка «Признаки пищевого отравления»
Памятка «Помоги себе сам» Игра-соревнование «Кто больше?»
Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» (командная)
Беседа по пройденной теме
Вывод
7 Безопасность при любой погоде Комбинированные занятия:
беседа
работа со стихотворением
практикум Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка Памятка «Признаки солнечного ожога»
Памятка «Правила поведения при грозе»
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»
Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» Беседа по пройденной теме
Выводы
Памятки
8 Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте Комбинированные занятия:
беседа
работа со стихотворением
дидактическая игра
игра-соревнование
заучивание слов Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…» Практические: игра, оздоровительная минутка Стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы»
Стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»
Памятка «Правила безопасного поведения в доме»
Правила перехода улицы
Правила поведения в транспорте Игра «Валеологический светофор»
Игра-соревнование «Кто больше?»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Правила, памятки
9 Правила безопасного поведения на воде Комбинированные занятия:
беседа
работа со стихотворением
игра
практикум Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»
Практические: игра, оздоровительная минутка Стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»
Памятка «Когда опасность рядом» Игра «Валеологический светофор»
Выводы
Памятка
10 Правила общения с огнем Комбинированные занятия:
беседа
игра
практикум Словесные: беседа по теме
Наглядные: план эвакуации школы
Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка «План эвакуации школы при пожаре» Игра «Валеологический светофор»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Памятка
11 Как уберечься от поражения электрическим током Комбинированные занятия:
беседа
игра
практикум Словесные: беседа по теме
Наглядные: памятка
Практические: игра, оздоровительная минутка Памятка «Первая помощь пострадавшему» Игра «Валеологический светофор»
Беседа по пройденной теме
Выводы
Памятка
12 Как уберечься от порезов, ушибов, переломов Комбинированные занятия:
беседа
практикум
работа со стихотворением
заучивание слов
Словесные: беседа по теме, заучивание слов
Наглядные: стихотворение
Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка Стихотворение «Если я буду осторожен» Практикум по оказанию первой помощи при травме
Беседа по пройденной теме
Выводы
13 Как защититься от насекомых Комбинированные занятия:
беседа
работа со стихотворением
практикум Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь…»
Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка Стихотворение С. Михалкова «Вдруг какой-то страшный зверь…»
Памятка «Когда опасность рядом»
Пиши и говори правильно: «пинцет»
Практикум «Помоги себе сам»
Беседа по пройденной теме
Выводы
14 Предосторожности при обращении с животными Комбинированные занятия:
беседа
работа со стихотворением
практикум Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает…»
Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка Стихотворение «Не зря собака тех кусает…»
Правила обращения с животными
Практикум «Помоги себе сам»
Беседа по пройденной теме
Выводы
15 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом Комбинированные занятия:
повторение
игра-соревнование
беседа
дидактическая игра
заучивание слов
Словесные: беседа по теме, заучивание слов
Наглядные: стихотворение «Если в доме появился дым…», С. Маршака «Заклубился дым угарный...»
Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка Пиши и говори правильно: «дезинфекция», «дезодорант»
Признаки отравления угарным газом
Стихотворение С. Маршака «Заклубился дым угарный...»
Стихотворение «Если в доме появился дым…» Игра «Валеологический светофор»
Практикум «Помоги себе сам»
Беседа по пройденной теме
Выводы
16 Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении Комбинированные занятия:
беседа
дидактическая игра
работа со стихотворением
Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»
Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка Признаки теплового удара
Признаки обморожения
Стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец» Игра «Валеологический светофор»
Практикум «Помоги себе сам»
Игра «Полезно-вредно»
Беседа по пройденной теме
Выводы
17 Первая помощь при травмах Комбинированные занятия:
беседа
практикум
работа со стихотворением Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения
Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»
Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка Стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»
Пиши и говори правильно: «марганцовка»
Признаки растяжения связок Практикум «Помоги себе сам»
Беседа по пройденной теме
Выводы
18 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос Комбинированные занятия:
беседа
практикум
опрос Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка Плакаты по теме (глаз, ухо, нос) Практикум «Помоги себе сам»
Беседа по пройденной теме
Опрос
Выводы
19 Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек Комбинированные занятия:
беседа
практикум
опрос Словесные: беседа по теме
Наглядные: плакаты по теме
Практические: оздоровительная минутка Признаки укуса змеи
Первая помощь при укусе змеи Практикум «Признаки укуса змеи»
Практикум «Первая помощь при укусе змеи»
Беседа по пройденной теме
Опрос
Выводы
20 Сегодняшние заботы медицины Урок-конференция Словесные: рассказы, беседа по пройденным темам, заучивание слов
Наглядные: рисунки животных
Практические: правила ЗОЖ, тест «Оцени себя», «Оздоровительная минутка», подвижные игры Правила здорового образа жизни
Тест «Оцени себя сам» Практикум «Правила здорового образа жизни»
Тест «Оцени себя сам»
Беседа по пройденным темам
Выводы
Задание на лето
Календарно-тематическое планирование 2 класс 34часа

п\п№ занятия Тема урока Всего теория практика Дата занятия
1 Почему мы болеем 3 1 Причина болезни 1 2 Признаки болезни 1 3 Как здоровье? 1 2 Кто и как предохраняет нас от болезней 2 4 Как организм помогает себе сам? 1 5 Здоровый образ жизни 1 3 Кто нас лечит 1 6 Какие врачи нас лечат 1 4 Прививки от болезней 2 7 Инфекционные болезни 1 8 Прививки от болезней 1 5 Что нужно знать о лекарствах 2 9 Какие лекарства мы выбираем   1 10 Домашняя аптечка 1 6 Как избежать отравлений 2 11 Отравление лекарствами 1 12 Пищевые отравления 1 7 Безопасность при любой погоде    2 13 Если солнечно и жарко 1 14 Если на улице дождь и гроза 1 8 Правила безопасного по ведения в доме, на улице, в транспорте 2 15 Опасность в нашем доме 1 16   Как вести себя на улице 1 9 Правила безопасного поведения на воде    1 17 Вода - наш друг 1 10 Правила общения с огнем 1 18 Чтобы огонь не причинил вреда 1 11 Как уберечься от поражения электрическим током  1 19 Чем опасен электрический ток? 1 12 Как уберечься от поре зов, ушибов, переломов   2 20 Травма 1 1 13 Как защититься от насекомых  1 21 Укусы насекомых 1 14 Предосторожности при обращении с животными  1 22 Что мы знаем  про собак и кошек 1 15 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом 2 23 Отравление ядовитыми веществами 1 24 Отравление угарным газом 1 16 Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении  2 25 Как помочь себе при тепловом ударе 1 26 Как уберечься от мороза 1 17 Первая помощь при травмах 3 27 Растяжение связок и вывих костей 1 28 Переломы 1 29 Если ты ушибся или порезался
1 18 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос  1 30 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1 19 Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек 1 31 Укус змеи 1 20 Сегодняшние заботы медицины  3 32 Расти здоровым   1 33 Воспитай себя 1 34 Я выбираю движение 1 Итого 34 17 17 Список Литературы для педагога
1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004.
4. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.
5. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
9. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
10.Сиротюк А. А. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Список Литературы для ДЕТЕЙ
1. Гостюшин А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 1-4 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
3. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.
4. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
5. Шмаков С. А. Игры-потехи. Забавы-утехи. – Липецк: «Ориус», 1994.