Роль и значение недели математики и физики в личностном росте учащихся в условиях малокомплектной школы.

Доклад
учителя математики и физики МБОУ ООШ д.Шабагиш
Куюргазинского района РБ
Аминовой Зульфии Тиркашевны
Тема: Роль и значение недели математики и физики
в личностном росте учащихся в условиях
малокомплектной школы.
Опытные учителя давно заметили, что сразу после проведения недели математики и физики, ученики начинают лучше учиться по данным предметам, в глазах детей появляется интерес к урокам. Подтягиваются как сильные, так и слабые ученики. Особенно важно участие самых слабых учеников в таких мероприятиях как КВН, давать лёгкие и интересные для детей задания, например фокусы, либо ребусы. А сильные ученики, и тем более старшеклассники могут не только быть ведущими, но и сами подобрать материалы, составить программу КВНа или вечера, либо найти по Интернету презентацию по какой-либо теме, и подготовить по ней выступление. Конечно, учителю потребуется немало терпения и кропотливого труда, чтобы поработать с каждым учеником.
Вот уже много лет, как мы – учителя математики и физики работаем по такой схеме: вначале на ШМО предварительное обсуждение проведения недели математики и физики – выбираем либо тему недели, либо посвящение недели к каким-нибудь знаменательным датам, например к юбилею какого-нибудь учёного математика. Затем неделю выделяем себе для поиска материалов, ещё раз собираемся – конкретизируем формы мероприятий, ответственных за проведение, расписываем дни недели, чтобы каждый день что-то в школе проводилось либо мероприятие, либо открытый интегрированный урок, посвящённый теме недели, либо на большой перемене – информационные 5-минутки, которые проводят сами ребята. Обязательно нужны наглядные материалы, цветные, красочные, особенно важно, если сами ученики собственными руками их делают. В нашей практике вот уже три года как изготавливаются сложнейшие геометрические пространственные фигуры, такие как додекаэдр, икосаэдр, звёздчатые додекаэдр и икосаэдр, и т.д. затем этот готовый материал используем на научно-практической конференции. Так как фигуры красочные, сложные и привлекательные, в г.Стерлитамаке на республиканском НПК «Ломоносовские чтения» наш ученик Юлдашев Айнур занял 3 место.
Также огромную роль в проведении недели математики имеют электронные презентации. Сейчас благодаря коллегам со всей страны по Интернету можно найти очень много интересного красочного, познавательного материала по разным темам. Мы стараемся при проведении одного мероприятия «поймать 2-3 зайцев». Например, этот год объявлен Годом истории России, к тому же 60-летие блокады Ленинграда. А электронная презентация называется «Учёные-физики в годы Великой Отечественной войны», в нём рассказывается, как наши советские учёные придумывали физические приборы по обнаружению подводной вражеской мины, или как во время блокады Ленинграда зимой через Ладожское озеро, чтобы машины ехали по тонкому льду и не утонули, также учёные придумали физический прибор. На фотографиях ребята 7-9 классов рассматривали устройства этих приборов. Ещё проведено мероприятие «Учёные, перевернувшие ход истории России» - отгадывали кроссворд, который я составила сама, конечно в список этих учёных вошли известные математики, физики, химики, такие как Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Королёв, Жуковский и т.д., которые своими величайшими открытиями повлияли на ход исторических событий нашей страны.
Таким образом, есть что написать и в отчёте по военно-патриотическому воспитанию, и по неделе математики и физики, и по Году истории России.
Мы не оставляем в стороне начальные классы, – в самом начале планирования даём задания такого характера: подыскать песни в которых есть числа, пословицы, поговорки, мультфильмы, художественные фильмы, найти в стихах Пушкина числа и процитировать их. Заодно – выполняется ещё одна функция – воспитание эстетических чувств, знание литературы и истории своей Родины.
Учитель информатики и математики Гумерова Р.Ф. каждый год проводит интересные мероприятия по информатике в форме брейн-ринга, «Кто хочет стать миллионером?», викторины, конкурса. Учителя начальных классов включают участие родителей в процесс проведения мероприятий по математике. Получается очень интересно даже для самих родителей. Особо хочется отметить, что сама подготовка к КВНу для 5-7 классов, также важен, как и процесс проведения. Так как именно во время подготовки старшеклассники –ведущие КВН, получают для себя много полезного для своего интеллектуального и личностного роста. А участники КВНа зная некоторые задания которые заранее вывешиваются в коридоре, также готовятся, например, для задания «Какая команда лучше споёт математическую песню»2*2*4» , репетируют на переменах, или задание «показать математическую сценку», или рассказать стихотворение с математическим содержанием (а надо учителю отрепетировать с учеником это стихотворение, чтоб на КВНе стих звучал красиво и выразительно). Необходимо подготовить наглядный материал, раздаточный материал, всё должно быть выглядеть эстетически красиво, привлекательно, с интересным содержанием. Поэтому процесс подготовки к КВНу отнимает больше времени и сил, чем само проведение мероприятия.
При подведении итогов недели, очень важное значение для роста личности ребёнка имеет сертификат или даже грамота за большие успехи. Сертификаты стараюсь сделать для всех, не участвовавших нет. Затем они вручаются на линейке, и каждый ученик получает свою долю похвалы. Сертификаты по номинациям: «Самый активный ученик», «Лучший математик школы», «За подготовку КВНа по математике», «Самый активный докладчик», «Лучшая тетрадь школы по математике», «Победитель математической викторины», «Знаток истории математики», «Лучший ведущий мероприятия по математике» и т.д.
Также мы вручает ребятам небольшие призы, виде бумажных или «шоколадных» медалей, журналы с физико-математическим содержанием, например, я выписываю журнал «Эрудит», и дарю их каждый год ученикам. В нашей практике бывало и такое, что учителя-математики собирались по сколько-то рублей, и покупали конфеты и раздавали детям на закрытии недели математики и физики.
В 3-4 года раз сама лично руковожу проведением Пушкинской недели математики, которая проходит по определённой схеме. Это одна отдельная тема для обсуждения.
Таким образом, сухие законы математики в сочетании с мудростью великого поэта, известных учёных, красочные электронные презентации, процесс подготовки к мероприятиям становятся живым делом и рождают в детях высокие нравственные ориентиры.



15