Урок литературного чтения по произведению Д.Биссета Орёл и овечка (1 класс)


Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов
Урок литературного чтения
Тема
Достоверность в изображении фантастических образов и картин на примере произведения
Д.Биссета «Орёл и овечка»
(1 класс)
Разработала и провела
учитель начальных классов
Маринина Валентина Ивановна
Ульяновск, 2013
Тема урока
Достоверность в изображении фантастических образов и картина на примере произведения Д.Биссета «Орёл и овечка»
Цели урока:
Знакомство с главным способом достоверного изображения фантастического в художественном тексте.
Формирование начальных представлений о способах создания характера героя художественного произведения.
Личностные универсальные учебные действия
- эмоциональное восприятие поступков героев произведения;
- понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства;
- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
Регулятивные универсальные учебные действия
-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Познавательные универсальные учебные действия
- понимать фактическое содержание текста;
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
- понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, карта полушарий, карточки для групповой работы, «Словарь характеристик героев», раздаточный материал «Сказки»Ход урока
Повторение изученного материала (проверка домашнего задания)
Постановка учебных задач
- Ребята, мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие в фантастический мир, продолжим наблюдать за мастерством авторов, пишущих о том, чего не бывает, прочитаем еще одну увлекательную историю. Чем она удивительна? Об этом вы мне скажете позже. Итак, отправимся в удивительный мир произведений английского писателя Дональда Биссета.
Работа над сказкой
Рассказ учителя об авторе (презентация)
Дональд Биссет родился в 1910 году в Англии. Английский сказочник… начал писать сказки по заказу лондонского телевидения и сам читал их в детских передачах. А читал он превосходно, потому что был профессиональным актёром и сопровождал чтение своими забавными и выразительными рисунками. Передача длилась минут восемь, и соответственно, объём сказки не превышал двух-трех страниц. Первая книжка его коротких сказок вышла в серии «Читай сам» в 1954 году. Она называлась «Расскажу, когда захотите». За ней последовали «Расскажу в другой раз», «Расскажу когда-нибудь».
Биссет создал мир коротких сказок, не только воплотил свои задумки в двух прославивших его книгах — Забытый день рождения и Путешествие по реке Времени, — но и осуществил телепостановки из лучших своих сказок. Биссет ещё и художник и сам оформляет свои книги. Также он отличился как изобретательный театральный режиссер, сам поставил свои сказки на сцене Королевского Шекспировского театра в Стрэтфорде-на-Эвоне и даже сыграл в них с десяток небольших ролей. Он придумал и поселил в Африке зверя, которому никогда не бывает скучно: одна половина его состоит из Обаятельнейшего Кота, а другая — из Находчивого Крокодила. Зовут зверя Крококот. Любимый друг Дональда Биссета — тигренок Рррр, вместе с которым Дональд Биссет любит путешествовать по реке времени до конца Радуги. И так умеет шевелить мозгами, что его мысли шуршат. Главные враги Дональда Биссета и Тигренка Рррр — Вреднюги с именами Нельзя, Несмей и Стыдись.
Словарная работа
А) Чтение цепочки слов:
Горы – горный Уэльс (показать на карте горы)
Высокий – высоко-высоко
Диво – удивился
Жарить – поджаренный
Прощай – прощание – попрощался
Наказать – наказание
Африка – Арктика (показать на карте полушарий)
Б) Тост - найти объяснение слова в «Словаре» учебника (стр.118).
Первичное чтение текста сильным учеником
Беседа после чтения
- Поделитесь вашими впечатлениями после прочтения произведения.
- Как вы считаете, история реальная или вымышленная?
Работа в парах. Игра «Верю – не верю» Задание: перечитывая текст по предложениям, каждый раз задаёте друг другу вопрос: «Верю или не верю в то, что это может быть на самом деле?», подчеркнуть карандашом те слова и предложения, что может быть вымышленным (буквой В.), а что – реальным (буквой Р.)
Выборочное чтение
- выберите из текста места, где описывается вымышленное, объясните свой выбор ( «И однажды залетел так высоко, что попал на звезду. На звезде стоял маленький домик. В нем жила Мэри со своей овечкой»; «Нет, спасибо, — ответила овечка. — Пожалуй, я бы лучше съела орла»)Итак, мы выяснили, что в произведении всего три вымышленных, фантастический элемента, все остальное - реальное. Значит, мы еще раз убедились, что автор берет для своего произведения события из реальной жизни и дополняет их вымышленными, фантастическими элементами.
- Назовите жанр произведения, обоснуйте свой ответ. На парте у вас карточки с различными жанрами произведений, выложите перед собой нужную карточку («Сказка»)
- Определите тип сказки, выложите перед собой карточки (авторская, волшебная), обоснуйте ответ.
На парте у детей появились карточки:
Сказка

волшебная
авторская

- Прежде чем ответить на вопрос, какова главная мысль этого произведения, мы поговорим о наших героях. (На доске прикрепляется «Словарь характеристик», картинки с изображением главных героев).
ФизпаузаРабота над характеристиками героев
- Назовите главных героев (Мэри – девочка, орёл Дэвид, овечка)
Групповая работа (каждая группа работает над характеристикой одного какого-либо героя. Читают еще раз сказку, определяют качества характера героя, заполняют таблицу
Герой Качества характера Слова из текста
Каждая группа зачитывает качества характера героя, обосновывает свой ответ. На доске учитель записывает характеристику героев в сводную таблицу:
Мэри Орёл ДевидОвечка
Вежливая Воспитанный Смелая
Ласковая Вежливый Храбрая
Гостеприимная Честный Вежливая
Внимательная Послушный Находчивая Откровенный Тактичная Совестливый Умная Бестактный Решительная Воспитанная Ответственная Хитрая Работа над главной мыслью произведения
- Как вы думаете, что шепнула умница Мэри овечке?
- Как вы считаете, для чего автор придумал эту историю? Что он хотел сказать нам?
Итак, мы сделали вывод, что автор учит читателей произведения правилам культуры, правилам хорошего тона; учит нас быть храбрыми и ответственными.
- Как автору удалось донести до нас эту мысль? (Он добавил свой вымысел в реальную жизнь и мы поверили, что так может быть на самом деле)
- Ребята, скажите, а что бы вы сделали в подобной ситуации?
- Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Как поступаешь с другими, так поступят и с тобой.
У себя - как хочешь, а в гостях – как велят.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Друзья познаются в беде.
Инсценировка произведения (чтение по ролям)
Итог урока
Рефлексия
Закончи фразу:
Я сегодня узнал…
Я сегодня удивился …
Я понял …
Домашнее задание: постарайтесь сформулировать правила этикета, о которых рассказал Д.Биссет; выразительное чтение стихотворения М.Бородицкой «Колдунье не колдуется».