Открытый урок по Изобразительному искусству в 5 классе Архитектура моего города


УРОК по ИЗО в 4 классе
по программе Б.М. НеменскогоТема урока:Красота моего города.
Тип урока: ОНЗ
ЦЕЛЬ УРОКА: создать коллективную работу «Мой город в разные времена года».
Форма организации коллективной деятельности: индивидуально-групповая.
Вид занятия: смешанная техника.
Цели:
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства.
Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; умение работать в группах.
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение обосновывать свой выбор
Предметные: умение конструировать из бумаги, знание понятия «архитектура», «архитектор», иметь представление о работе архитектора.
Задачи: воспитательная – воспитывать в учащихся способность
эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни, уважи-
тельное отношение к предметам, созданным руками челове-
ка;
художественно-творческая – сформировать представление
об архитектуре как особом виде изобразительного искусства,
показать роль архитектуры в жизни человека;
образовательная – формировать навыки работы с различным
материалом; развивать ассоциативно-образное мышление,
творческую фантазию.
Задание: коллаж «Мой родной город в разные времена года»
Материалы для учащихся: ножницы, клей, цветной картон, ватман
Материалы для учителя:
зрительный ряд: презентация «Застывшая музыка»
литературный ряд: В.В. Маяковский «Кем быть» (отрывок),
Г. Люшнин «Архитектор»; проектная работа учащихся «Заочное путешествие по Алагиру»;
Ход урока.
1.Актуализация знаний. (СЛАЙД 1)
Как хорошо, что сегодня мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, чистого неба, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Постановка учебной задачи(СЛАЙД 2)
Тему урока я пока озвучивать не буду, попробуйте сами догадаться, послушав отрывок из стихотворения В, Маяковского «Кем быть?»
Ревазов.А.
Я бы строить дом пошел-
пусть меня научат.
Я сначала
начерчу План готов,
дом и вокруг
такой, сто работ
какой хочу.на тыщу рук…
Самое главное, Хороший дом,
чтоб было нарисовано большущий дом
здание на все четыре стороны,
славное, и заживут ребята в нем
живое словно.удобно и просторно.
Так кто догадался, о чем будем говорить на уроке? /версии детей/
А если точнее, об архитектуре. Ведь строительство и архитектура неразрывно связаны.
3.Объявление темы урока. ( Слайд 3)
Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока (…….)
Всё правильно, но я немного уточню »Архитектура моего города».
4.Вступительная беседа.(СЛАЙД 4)
Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей его жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой человек существует, среда, созданная самим человеком. Архитектор. Архитектура. Мы часто слышим эти слова. Откуда они пришли к нам?
-Как вы думаете, что означает слово архитектура? /версии детей/.
(СЛАЙД)-
-Как называют человека, который занимается архитектурой? /архитектор/.
-Давайте дадим слово нашим ребятам, они подготовили стихотворение «Архитектор»
АРХИТЕКТОР.
ЕсеноваЗ .Архитектор строит дом, Гусов. С.Нужно все нарисовать
Дом многоэтажный, Вычислить, проверить,
Строит дом карандашом Все квартиры сосчитать
На листке бумажном. Лестницы и двери.
ЦахоеваЗ..Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
( Г. Люшнин )
Архитектура-это искусство строить.
Но между строительством и архитектурой существует различие. Как вы думаете, какое? /версии детей/. Роль строительства – возводить сооружения. Строители лишь выполняют указания архитектора. Архитектура же кроме того, что полезна человеку, удовлетворяет нуждам, потребностям человека, должна быть еще и красивой. Архитектор обязан учитывать все, чтобы людям было удобно пользоваться зданием, даже силы природы..
-Как вы думаете, нужна ли нам архитектура? /версии детей/.
Архитектура и строительное искусство пришли к нам издалека. Где жил первобытный человек? Это постройка, сделанная самой природой.
Когда климат стал меняться, становилось холодно, люди стали строить искусственные жилые сооружения из костей, черепов, шкур мамонтов.
Все это создано нашими предками. Нам необходимо беречь эти исторические архитектурные постройки, чтобы знать, как жили люди раньше, знать культуру народа. Эта память необходима, чтобы строить будущее
-Давайте мысленно окинем взором наш город. Как вы думаете, что же можно отнести к архитектуре? /версиидетей/
В архитектуре, как в зеркале, отражается история народа, воплощаются достижения культуры и искусства. Пожалуй, только архитектура связана с человеком непосредственно, ведь мы ежеминутно соприкасаемся с ней.
Наши жилища, театры, библиотеки, магазины – тоже архитектурные памятники. Может, они не представляют художественной ценности, но всегда интересны с точки зрения истории и культуры народа.
Я еще раз хочу напомнить о необходимости беречь эти исторические архитектурные памятники, не осквернять их, не разрушать, не портить. Только зная прошлое, мы сможем построить будущее.
:
-Сейчас мы совершим экскурсию по всему миру и узнаем, какие достопримечательности, архитектурные памятники существуют в различных странах.
презентация /слайды / Архитектурные стили
/в качестве фона звучат шедевры инструментальной музыки /
-Как вы думаете, откуда архитектор берет свои идеи? /из природы/
У природы, конечно! Вы посмотрите, как совершенны творения природы.
-А до чего умно сотворила природа ель! Дерево в высоту достигает 20 метров. И тем не менее оно устойчиво. Способствует этому особое расположение веток. Многому архитекторы научились у природы. Зодчие использовали идею ели при создании храмов.
. Презентация Алагир
-А сейчас мы хотим представить вашему вниманию проект Караевой Камиллы и БутаеваХетага о нашем родном городе
(СЛАЙД ) Дзбоева .З
4.Физминутка
5.Практическая часть.
-Сегодня перед нами стоит задача создать коллаж «Мой город в разные времена года».
Так как мы уже знаем, что в Алагире культурно-архитектурную ценность представляет собор Вознесения Господня, центральной фигурой нашего коллажа будет именно она.
-Как вы думаете, ленты голубого цвета мы отнесем к какому времени года? (зима)
-Зелёного цвета?
-Красного?
-Жёлтого?
Это и будут наши группы.
-Вспомним технику безопасности при работе с клеем и ножницами, а также правила работы в группе.
-Я думаю, вы будете внимательны и осторожны при работе.
(Завершение работы, Защита проектов)
Вывод:
Не все становятся художниками, но каждый из нас должен уметь видеть красоту окружающего мира. Благодаря современным технологиям можно каждому попробовать себя в роли художника.
-В архитектуре, как в зеркале, отражается история народа, воплощаются достижения культуры и искусства. Наши жилища, театры, библиотеки, магазины – тоже архитектурные памятники. Может, они не представляют художественной ценности, но всегда интересны с точки зрения истории и культуры народа.
Я еще раз хочу напомнить о необходимости беречь эти исторические архитектурные памятники, не осквернять их, не разрушать, не портить. Только зная прошлое, мы сможем построить будущее.
Искусство, как и жизнь начинается с чистого листа и сейчас мы попробуем создать Алагир будущего.
6.Рефлексивная деятельность.
-Что показалось вам самым интересным в сегодняшнем уроке?
-Может вы узнали то, чего до сих пор не знали?
-Что доставило вам на уроке радость, удовольствие?
-А может вас что-то огорчило?
-Какое настроение у вас после сегодняшнего занятия?
-У нас есть цветок настроения. Вы повяжете ленты жёлтого цвета, если настроение у вас отличное, вам всё понравилось, вам было интересно.
Ленточки зелёного цвета повяжет тот, кому было неинтересно, скучно, кто не узнал ничего нового на уроке.
7.Обобщение, итог урока, выставка работ.
Архитектуру часто называют «каменной симфонией», «музыкой в камне», «застывшей музыкой». Архитектура звучит величественно и торжественно, прославляя мастерство и разум. Любите родной город, свое село - уникальный архитектурный ансамбль.
Любите архитектуру хотя бы за то, что она не закрылась, как другие искусства, за толстыми стенами музеев и библиотек. Она одна властно звучит, воспевая своим каменным языком талант человека, его достижения, порывы.
8.Домашнее задание–найдите в книгах, учебниках, энциклопедиях красивые, изображения необычных архитектурных сооружений и принесите их на следующий урок.
Спасибо всем за работу!
ПРИЛОЖЕНИЕСписок использованной литературы
1.Абрамова М.А.Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы. / М.А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-128с.:ил.-(Б-ка учителя начальной школы).
2.Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Искусство вокруг нас: Учеб.для 3 кл. четырехлет. нач. шк./ Н.А.Горяева. Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. под ред. Б.М.Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2001. -142 с.
3.Иванова, О.Г. История архитектуры на уроках МХК: Методическое пособие/ О.Г. Иванова, Е.Е. Низова – Йошкар-Ола, 1999.- 48 с.
4.Изобразительное искусство и художественный труд: программы общеобразовательных учреждений/ под рук. Б.М. Неменского.-М.:Просвещение, 2006.- 140 с.
5.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя/Е.Л. Мельникова. –М., 2002.-168 с.
6.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы. Пособие для учителя.-/ О.В. Островская. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-280 с.-(Б-ка учителя начальной школы).
7.Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 171 с.
8.Ульянова, Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству/Н.С. Ульянова// Изобразительное искусство в школе.-2006.-№4.-С.52-55