ПРОГРАММА индивидуального педагогического сопровождения вновь прибывшего ребёнка в период его адаптации к условиям детского дома На пути к успеху



Краевое государственное казенное образовательное учреждение «Павловский детский дом».

УТВЕРЖДАЮ
Директор КГКОУ «Павловский
детский дом»
Е.Д. Кудрявцева ___________
от _____________________ 2015г.
ПРОГРАММА
индивидуального педагогического сопровождения вновь прибывшего ребёнка
в период его адаптации к условиям детского дома
«На пути к успеху»

Составитель: воспитатель
Иванов И.П.

2015 г.
Пояснительная записка
В любом цивилизованном обществе забота о детях сиротах является главной нравственной задачей. Человек, получивший воспитание в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации, опираясь на потенциал каждого ребёнка, создав условия для его самореализации.
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей - сирот. Воспитанники вследствие определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано с различными специалистами — медицинским работником, психологом, социальным педагогом.
Учитывая сложный процесс социального становления и  развития воспитанника, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм общения, формирования образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, была создана Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома.  
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации - ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости – позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» - решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя  из его интересов.
Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.
Принцип дисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Цель - Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.
Задачи
Способствовать развитию самосознания, умению предвидеть последствия поступков, волевых качеств личности.
Сформировать умение контролировать свои эмоции при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
Способствовать повышению уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
Обучить посильным приемам регуляции поведения и конструктивным способам достижения поставленной цели.
Этапы и сроки реализации программы
1 этап – диагностический.
Цель:  организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.  
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление  индивидуальной программы развития воспитанника.
На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, исходя из выявленных проблем составляется Индивидуальная Программа развития.
3 этап – коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
индивидуальная;
парная;
подгрупповая.
Формы коррекционно-развивающей работы
беседы
практическая работа
моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения
ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение
практические упражнения
дидактические игры
настольно-печатные игры
конструктивные  игры
подвижные игры с использованием сдерживающих моментов
анализ художественных текстов
творческие задания
просмотр видеосюжетов
4 этап - обобщающий.
Цель: анализ результатов коррекционно-развивающей работы и составление дальнейшего плана сопровождения воспитанника с учетом достижений и неудач реализации индивидуальной программы развития.
Предполагаемые результаты
Повышение уровня самосознания, умения предвидеть последствия поступков.
Умение контролировать свои эмоции  и агрессивное поведение при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
Повышение уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
Умение применять приемы регуляции поведения и конструктивные способы достижения поставленной цели.
Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.
В зависимости от сроков завершения адаптации выделяют 4 уровня адаптации:
1. Легкая адаптация – до 10 дней;
2. Средняя адаптация – до 25 дней;
3. Усложненная адаптация – до 45 дней;
4. Дезадаптация – более 45 дней.
По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского дома.
Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
Проблемы личностного развития Направление и содержание работы Тема занятий
Межличностное общение Развитие коммуникативных навыков.
Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Отработка навыков невербального взаимодействия с детьми, навыков конструктивного общения.
Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения.
Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения.
Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение.
Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения.
Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля.
Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций.
Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.
Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
Коррекция агрессивного поведения
Сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением.
Показать неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности.  
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них сопереживания.
а)        развитие умения понимать состояния другого человека;
б)        развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
в)        развитие навыков общения. Культура поведения.
Вежливое общение.
Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.
Манера поведения.
Самооценка поступков.
Организация совместной деятельности.
Общение или одиночество: что лучше?
Неадекватное общение. Ненормативная лексика.
Ответственность за неадекватное поведение в общественных местах.
Умение разделить переживание с другим человеком.
Умей выбирать друзей.
Общение подростков и детей младшего возраста.
От чего зависит настроение.
Учимся справляться с гневом.
Ссора.
Как справиться с упрямством.
Учимся понимать чувства других людей.
Учимся доброжелательности.
Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
Поступки добрые и злые.
Умеем общаться.
Вглядись в себя – сравни с другим.
Помоги понять себя.
Физическая реабилитация Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии.
Развитие  умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге целенаправленное обучение навыкам релаксации поможет научиться контролировать свое поведение и действия в целом.
Развитие волевых усилий личности – усидчивость. Формировать умение доводить  начатое дело до конца, Учить отвлекаться от посторонних раздражителей. 
Коррекция негативных эмоций.
Развитие умения контролировать свои действия.
Коррекция агрессивности и конфликтности (владеть собой, своими чувствами). Формировать адекватную реакцию на неудачу.
Выплеск накопившихся переживаний, связанных с ограничениями и запретами, возможность в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим, снятие агрессивности посредством ее активного выражения в действии. 
 Мероприятия по рекомендации медицинских работников.
Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости.
Четкое соблюдение режима дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях.
Организация предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей.
   Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
Школьная успешность Формирование мотивации к успешному обучению в школе
Формирование положительного отношения к урокам, создание ситуации успешности при выполнении домашних заданий.
Подробное объяснение материала, в котором испытывает затруднение.
Формирование умения определять собственные затруднения (учеба, труд, общение с детьми) и мотивацию на их преодоление.
Оказание помощи в определении затруднений, постановки цели,  составлении плана преодоления трудностей  и  достижении цели. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым, детям и наглядным материалам (стенды с подсказками при выполнении домашних заданий).
Повышение самооценки при выполнении уроков.
Регулярный контроль за наличием записи домашних заданий в дневнике.
Приготовление домашнего задания.
Развитие усидчивости при выполнении заданий, учить не торопиться, выполнять качественно, пользоваться черновиком.
Формирование умения подготавливать к работе свое рабочее место, учебники, материалы, пособия, аккуратно, удобно раскладывать, убирать их на определенное место, приводить в порядок свой рабочий стол.
Выполнять домашнее задание по расписанию на следующий день (по заданию в дневнике и в указанном в учебнике объёме). Формирование мотивации к успешному обучению в школе
Я – успешный ученик
У меня всё получится
Я всё могу
Подробное объяснение материала, в котором испытывает затруднение.
Оформление наглядных материалов (стенды с подсказками при выполнении домашних заданий).
Регулярный контроль за выполнением домашних заданий
Разучивание стихотворений
Чтение произведений, с целью повышения грамотного и быстрого чтения
Анализ произведений, для  повышения уровня понимания прочитанного