Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя школа №1»
Советского района Республики Крым
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Советская СШ №1»

___________С.Г. Антонова




Рабочая программа
коррекционной работы учителя-логопеда
по коррекции звукопроизношения




Автор: учитель-логопед
МБОУ «Советская СШ №1»
Мишина Светлана Сергеевна





2016 г
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся. За основу взято перспективное планирование А.В. Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Принципиальные моменты организации и реализации программы:
- вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у обучающихся интерес к языковым средствам, имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;
- специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;
- специфика организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей-логопатов ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной, речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.
- логопедическое занятие должно быть доступным и увлекательным, ярким и полезным, с использованием традиционной методики и новейших педагогических технологий.
Цель: развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
Задачи коррекционных занятий:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. развивать связную речь;
4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
Формы работы:
1. Обследование:
фронтальное;
индивидуальное.
2.Диагностика.
3. Коррекционно-развивающие занятия:.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
Направления работы:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Развитие связной речи.
Обогащение словарного запаса.
Предполагаемый результат:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания.

В структуру занятий может входить:
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения для развития психических процессов;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.

Календарно-тематическое планирование состоит из 42 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю для обучающихся с заключением ФНР, звуки [р] [р6], из 47 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю для обучающихся с заключением ФНР, звуки [р] [р6], [л] [л'. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данных групп. Длительность занятия по 20 минут 2 подгруппы.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

При разработке рабочей программы по коррекции звукопроизношения использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
2. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
3. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
4. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
6. Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.










































ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
с группой обучащиюхся 1 класса,
«ФНР»(звуки [р]-[р']

п/п
Тема коррекционного занятия
Количество
часов

1
Подготовительный этап по обследованию всех сторон речи, внимания, работоспособности
1-2

2
Знакомство с органами артикул. аппарата. Развитие слухового внимания на речевых звуках
1

3
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р]. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Звукобуквенный анализ
5-6

4
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в слове. Выделение 1-го и последовательного хорошо произносимого звука в слове. Звукобуквенный анализ
5-6

5
Автоматизация звука [р]:
а) в прямом слоге в начале слова;
б) в прямом слоге в середине слова;
в) в закрытом слоге;
г) в слогах со стечением согласных;
д) в простых односложных словах;
е) в простых двусложных словах;
ж) в трех-, четырех-,пятисложных, словах;
з) в словосочетаниях;
и) в предложении.
Обогащение словаря словами со звуком [р].
Чтение слов со звуком [р].
10-11

6
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
4-5

7
Воспитание правильного произношения звука [р']. Формирование понятия твердости и мягкости звуков
4-5

8
Дифференциация звуков [р]- [р'].
Развитие связной речи
4-5

9
Дифференциация артикуляции звуков [р]-[л] Закрепление навыков чтения. Звукобуквенный анализ
2-3

10
Дифференциация звуков [р]-[л].
Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Чтение текстов
4-5

11
Итого
40-48





Календарно-тематический план работы
с группой обучающихся 1 класса,
«ФНР» (звуки [р]-[р']


п/п
Темы и содержание коррекционной работы
Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях
Дата
план
Дата
факт

Фронтальное обследование
1.09-14.09


I этап (диагностический)

1
Исследование состояния звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние фонематического анализа и синтеза, восприятия
15.09


2
Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. Исследование процесса письма и чтение. Логопедическое заключение
19.09


II этап (подготовительный)

3
Развитие ручной моторики. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Артикуляционная гимнастика (сказка)
20.09


4
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
22.09


5
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
26.09


6
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
27.09


7
Подготовительные артикуляционные упражнени
·я по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
29.09


8
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
03.10


9
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
04.10


10
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
06.10


11
Воспитание правильного произношения звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
10.10


12
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
11.10


13
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
13.10


14
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
17.10


15
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
18.10


III этап (коррекционный)

16
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в начале слова
Звук и буква «р»
20.10


17
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в середине слова
Звук и буква «р»
24.10


18
Автоматизация звука [р] в закрытом слоге
Звук и буква «р»
25.10


19
Автоматизация звука [ р] в слогах со стечением согласных
Звук и буква «р»
27.10


20
Автоматизация звука [р] в словах
Звук и буква «р»
07.11


21
Автоматизация звука [р] в словах

08.11


22
Автоматизация звука [р] в словосочетаниях
Звук и буква «р»
10.11


23
Автоматизация звука [р] в предложении
Звук и буква «р»
14.11


24
Автоматизация звука [р] в пересказе
Звук и буква «р»
15.11


25
Автоматизация звука [р] в чистоговорках,
Звук и буква «р»
17.11


26
Автоматизация звука [р] в чистоговорках,
Звук и буква «р»
21.11


27
Автоматизация звука [р] в скороговорках
Звук и буква «р»
22.11


28
Автоматизация звука [р] в скороговорках
Звук и буква «р»
24.11


29
Обогащение словаря словами со звуком [р].
Звук и буква «р»
28.11


30
Чтение слов со звуком [р].
Звук и буква «р»
29.11


31
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
01.12


32
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
05.12


33
Воспитание правильного произношения звука [р']. Формирование понятия твердости и мягкости звуков
Звук и буква «р»
06.12


34
Воспитание правильного произношения звука [р']. Формирование понятия твердости и мягкости звуков
Звук и буква «р»
08.12


35
Дифференциация звуков [р]- [л].
Развитие связной речи
Звук и буква «р»
12.12


36
Дифференциация артикуляции звуков [р]-[л] Закрепление навыков чтения. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
13.12


37
Дифференциация звуков [р']-[л'].
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Звук и буква «р»
15.12


38
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтез
Звук и буква «р»
19.12


39
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтез
Звук и буква «р»
20.12


40
Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтез
Звук и буква «р»
22.12


41
Чтение текстов
Звук и буква «р»
26.12


IV этап (оценочный)


10.05

42
Оценка результативности коррекционной работы

27.12































ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
с группой обучающихся 1 класса,
«ФНР» (звуки [р]-[р'], [л]-[л'],)


п/п
Тема коррекционного занятия
Количество
уроков

1
Подготовительный этап по обследованию всех сторон речи, внимания, работоспособности
1-2

2
Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания на речевых звуках
1-2

3
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л]
3-5

4
Воспитание правильного произношения звука [л]. Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последовательного хорошо произносимого звука в слове. Звукобуквенный анализ
2-3

5
Автоматизация звука [л]:
а) в прямом слоге в начале слова;
б) в прямом слоге в середине слова;
в) в закрытом слоге;
г) в слогах со стечением согласных;
д) в простых односложных словах;
е) в простых двусложных словах;
ж) в трех-, четырех-,пятисложных, словах;
з) в словосочетаниях;
и) в предложении.
Обогащение словаря словами со звуком [л].
Чтение слов со звуком [л].
6-10

6
Закрепление правильного произношения звука [л] в связной речи.
2

7
Воспитание правильного произношения звука [л']. Дифференциация звуков [л]- [л'].
Развитие связной речи
2

8
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р]
3-5

9
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последовательного хорошо произносимого звука в слове. Звукобуквенный анализ
2-3

10
Автоматизация звука [р]:
а) в прямом слоге в начале слова;
б) в прямом слоге в середине слова;
в) в закрытом слоге;
г) в слогах со стечением согласных;
д) в простых односложных словах;
е) в простых двусложных словах;
ж) в трех-, четырех-,пятисложных, словах;
з) в словосочетаниях;
и) в предложении.
Обогащение словаря словами со звуком [р]. Чтение слов со звуком [р].
6-10

11
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи.
2

12
Воспитание правильного произношения звука [р']. Дифференциация звуков [р]- [р'].Развитие связной речи
1

13
Закрепление навыков звукобуквенного анализа.Чтение текста
1

14
Итого
40-48

Календарно-тематический план
с группой обучающихся 1 класса,
«ФНР» (звуки [л]-[л'], [р]-[р']))


п/п
Темы и содержание коррекционной работы
Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях
Дата
план
Дата факт

Фронтальное обследование
1.09-14.09


I этап (диагностический)

1
Исследование состояния звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние фонематического анализа и синтеза, восприятия
12.01


2
Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. Исследование процесса письма и чтение. Логопедическое заключение
16.01


II этап (подготовительный)

3
Развитие ручной моторики. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

17.01


4
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
19.01


5
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
23.01


6
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
24.01


7
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
26.01


8
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
30.01


9
Воспитание правильного произношения звука [л].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
31.01


10
Воспитание правильного произношения звука [л]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «л»
02.02


11
Воспитание правильного произношения звука [л]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «л»
06.02


III этап (коррекционный)

12
Автоматизация звука [л] в прямом слоге в начале слова
Звук и буква «л»
07.02


13
Автоматизация звука [л] в прямом слоге в середине слова
Звук и буква «л»
09.02


14
Автоматизация звука [л] в закрытом слоге
Звук и буква «л»
13.02


15
Автоматизация звука [ л] в слогах со стечением согласных
Звук и буква «л»
14.02


16
Автоматизация звука [л] в словах
Звук и буква «л»
16.02


17
Автоматизация звука [л] в словосочетаниях
Звук и буква «л»
27.02


18
Автоматизация звука [л] в предложении
Звук и буква «л»
28.02


19
Автоматизация звука [л] в пересказе
Звук и буква «л»
02.03


20
Автоматизация звука [ л] в чистоговорках и скороговорках
Звук и буква «л»
06.03


21
Обогащение словаря словами со звуком [л]. Чтение слов со звуком [л].
Звук и буква «л»
07.03


22
Закрепление правильного произношения звука [л] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «л»
09.03


23
Закрепление правильного произношения звука [л] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «л»
13.03


24
Воспитание правильного произношения звука [л']. Дифференциация звуков [л]- [л'].
Звук и буква «л» и «л'»

14.03


25
Воспитание правильного произношения звука [л']. Дифференциация звуков [л]- [л'].
Звук и буква «л» и «л'»
16.03


26
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
20.03


27
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
21.03


28
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
23.03


29
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
03.04


30
Подготовительные артикуляционные упражнения по воспитанию звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
04.04


31
Воспитание правильного произношения звука [р].
Артикуляционная гимнастика (сказка)
06.04


32
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
10.04


33
Воспитание правильного произношения звука [р]. Формирование понятия места звука в словах.
Звук и буква «р»
11.04


34
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в начале слова
Звук и буква «р»
13.04


35
Автоматизация звука [р] в прямом слоге в середине слова
Звук и буква «р»
17.04


36
Автоматизация звука [р] в закрытом слоге
Звук и буква «р»
18.04


37
Автоматизация звука [ р] в слогах со стечением согласных
Звук и буква «р»
20.04


38
Автоматизация звука [р] в словах
Звук и буква «р»
24.04


39
Автоматизация звука [р] в словосочетаниях
Звук и буква «р»
25.04


40
Автоматизация звука [р] в предложении
Звук и буква «р»
27.04


41
Автоматизация звука [р] в пересказе
Звук и буква «р»
29.04


42
Автоматизация звука [ р] в чистоговорках и скороговорках
Звук и буква «р»
02.05


43
Обогащение словаря словами со звуком [р]. Чтение слов со звуком [р].
Звук и буква «р»
04.05


44
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р»
11.05


45
Закрепление правильного произношения звука [р] в связной речи. Звукобуквенный анализ
Звук и буква «р'»
13.05


46
Воспитание правильного произношения звука [р']. Дифференциация звуков [р]- [р'].

15.05


IV этап (оценочный)

47
Оценка результативности коррекционной работы

20.05






























































13PAGE \* MERGEFORMAT141415








15