План урока по компьютерной графике «ФОТОКОЛЛАЖ»





План урока по компьютерной графике
«ФОТОКОЛЛАЖ»



Горбачевская Виталина Петровна ,
преподаватель ИЗО и компьютерной графики.

МБУ ДО «ДШИ г. Курильска».










План урока по компьютерной графике для 6 класса, образовательная программа «Изобразительное искусство», (13-15лет).
«Фотоколлаж»
Тема урока: «Фотоколлаж».
Вид занятий: Компьютерная графика.
Тип занятий - комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с историей и видами коллажа. Создание условий для воспитания и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей, совершенствование знаний и умений работы на ПК в графических редакторах.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, наглядно-демонстративный, поисковый, репродуктивный.
Место урока в учебном плане: раздел «Проекты графического дизайна», тема 8 «Фотоколлаж» (2 урока по 40 минут)

Задачи
Образовательные:
-познакомить учащихся с одним из методов создания композиции в компьютерной графике - фотоколлаж;
-совершенствование знаний и умений работы в графических редакторах.

Развивающие:
- художественно-творческих способностей учащихся;
- развитие ассоциативного мышления, фантазии, зрительной памяти;
- развитие художественного вкуса.

Воспитательные:
- культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
- воспитывать толерантность, коммуникативную культуру;
- воспитание уважительного отношения к мировой культуре.

Материалы, оснащение:
Иллюстративный материал Альбом «Шедевры ХХ века», серия газет «Искусство», презентация «Коллаж в изобразительном искусстве».

Оборудование для преподавателя и учащихся: ПК, Windows XP/7/8, графический редактор Corel PHOTO-PAINT, графические планшеты, сканер, лазерный цветной принтер, фотокамера SONY. программное обеспечение.

Ход урока

Организационный часть
Приветствие. Краткий инструктаж по технике безопасности. Объявление темы и целей урока
Вводная беседа
Для того что бы понять, что такое фотоколлаж и почему он так актуален в наше время, мы с вами совершим экскурсию в историю коллажа.
Презентация «Коллаж в изобразительном искусстве» При просмотре презентации учитель задает вопросы и отвечает на вопросы учащихся.
Содержание презентации «Коллаж в изобразительном искусстве»

Коллаж (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] collage  приклеивание) технический приём в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Все началось с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 1908 году впервые создал произведение живописи, в которое были вклеены кусочки бумаги. Они словно напоминали зрителям, что жизнь может вторгаться в искусство. Это показалось современникам очень странным, и все же именно с этого момента берет свое начало история коллажа - «составного» произведения искусства, предполагающего склеивание картины из разнородных фрагментов. Композиция из газетных букв обладала какой-то особой магией. Художники в изобразительных целях применяли: обрывки газет, фотографий, обоев, куски ткани, щепки и т. п. (Пабло Пикассо «Натюрморт с газетой и скрипкой» «Натюрморт со стулом)
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Курт Швиттерс немецкий художник и писатель, смело экспериментировал с обрывками газетных заголовков. Он разрезал слова на куски и затем склеивал их в причудливых сочетаниях. (Курт Швиттерс «Композиция с обрывками из газет». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Скрипка и трубка»)
Постепенно мастера коллажа стали искать аналоги своему творчеству в истории искусства, и поняли, что Пикассо был далеко не первым. Так в XX веке художники открыли для себя творчество Джузеппе Арчимбольдо, живописца марьенизма, составлявшего картины из разных предметов. (1566-1570). (Джузеппе Арчимбольдо, «Библиотекарь»)
Зарождение фотоколлажа происходит уже в середине XIX века - почти одновременно с появлением и распространением технологии фотографии. Однако в те времена так называемая комбинированная съемка использовалась исключительно в технических целях. Еще одной причиной необходимости использования метода комбинирования была невозможность одновременной качественной съемки на ортохроматический материал, который использовался в те времена фотографами, пейзажа и облаков тогда они тоже монтировались из разных кадров. (Коллаж Густава Клуциса. «Спорт, 1923 г.» ).
С середины 20-хначала 30-х гг. киноплакаты русского авангарда, самые необыкновенные, блестящие, которые когда-либо существовали. В киноплакатах этого времени используется съемка с предельно малых расстояний, необычный угол освещения, искаженные пропорции. Монтируются неравнозначные элементы, комбинируются фотографии и литографии, антураж одной сцены соединяется с героями из другой, человеческие лица раскрашиваются разными цветами, разрываются силуэты фигур. В этом жанре существует лишь одно правило: давать фантазии полный простор. (Николай Прусаков «Kиноплакат»).
До определенного момента существовали лишь два метода фотомонтажа:
механический (когда из фотографий вырезались нужные изображения, подгонялись под необходимый масштаб, склеивались на листе бумаги и переснимались заново);
проекционный (последовательная печать на фотобумаге с разных негативов). Позднее, комбинированная съемка в силу емкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями и в книжном дизайне.
(Плакаты Марио Вагнер «Абстракция в стиле ретро-футуризма»)
В ходе развития фотографии, приходит фотоколлаж. В одной картинке появилась возможность использовать различные приёмы и методы создания коллажа с применением специальных эффектов.
Видеоколлаж - это видеоряд, собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора. Так Егор Ерин- художник кино обратился к известному произведению "Приключения Мюнхаузена". В оформлении фильма он объединил коллажированную фотосреду и видеозапись с актерской игрой.
Новый качественный виток в истории фотоколлажа произошел с появлением цифровой фотографии и графических редакторов. Компьютерные коллажи применяются при оформлении различных видов полиграфической продукции: книг, афиш, плакатов, буклетов, баннеров, календарей и другой печатной продукции. Активно используются коллажи при создании Web-сайтов, Интернет-рекламы, привлекающие наше внимание своей необычностью и неординарностью.
Техника исполнения фотоколлажа, как и сам коллаж, может быть разной. Минимум - это 2 изображения, максимум - ограничения устанавливает только мощность компьютера и ваша фантазия. Композиция фотоколлажа построена на принципах психологического восприятия действительности и подчиняются законам композиции.

Ребята, вы видите перед собой схему построения фотоколлажа. Данный коллаж собран из 9 элементов.
( Презентация имеет 24 иллюстрации произведений искусства, выполненные в технике коллажа, работы учащихся ДШИ)
Учитель. Ребята, в презентации мы познакомились с историей коллажа и принципами построения фотоколлажа.
Что понравилось вам в презентации?

3. Изложение учебного материала
Как правило, когда речь заходит о создании коллажа, то подразумевается, что для этого необходимо программное обеспечение - графические приложения Corel PHOTO-PAINT, Adobe Photoshop и др.
Именно в графическом редакторе Corel Photo-Paint мы пошагово будем осваивать технику фотоколлажа.
Начнем мы с подготовки исходного материала.
фон
Шаг1. Открываем в графическом редакторе Corel Photo-Paint фотографии, рисунки заранее подготовленные вами и мной для фотоколлажа.
Шаг 2. Выбираем изображение, которое станет фоном вашей композиции.
фон и объект
Шаг 3. Дополнительно выбираем фотографию с объектом. Наша задача - выделить объект и отделить его от фона. Хотя в таких случаях зачастую целесообразно сначала сделать обрезку, чтобы минимизировать окружающий фон и тем самым уменьшить фронт работ.
Вариант 1.
Инструментом магнитное выделение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]по контуру выделяем необходимый объект и вырезаем13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.13 1415

Вариант2

а) Выбираем фотографию с объектом для вырезания.
б) Выделяем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] волшебной палочкой фон.


в) Применяем инвертирование выделения. 13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.13 1415 Вырезаем объект. 13 EMBED CorelPHOTOPAINT.Image.13 1415
г) Вставляем объект в файл фона. Теперь мы видим фон и объект в одном файле.

Шаг 4. Подчистим, вставленный объект при помощи инструмента ластик[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] предварительно устанавливаем кисть мягкий край необходимой величины. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]. Мы видим, что у объекта срезана часть руки. Нам необходимо восстановить этот участок.


Шаг5. Закрываем в закладке «Объекты» «глазок» фона. При помощи инструмента клонирование восстанавливаем часть утраченного изображения. Для этого выбираем параметры кисти нужного размера. Правой кнопкой мышки ставим окружность с крестиком на подходящей по фактуре и цвету поверхности изображении. Затем щелкаем левой кнопкой мышки, протягивая, восстанавливаем объект (часть руки). В объектах открываем глазок фона.

Шаг6. Добавим "мягкого эффекта" нашему герою. Отправляемся в окна настройки (расположенные с правой стороны) выделяем «объект» меняем непрозрачность с 100 на 70. Теперь наш герой стал долее сказочным.




Шаг7. Объект и фон можно объединить. Далее, художественная обработка композиции по своему замыслу с применением: вставки новых объектов, различных эффектов КРТ, инструмента распылителя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учитель. Ребята, всем понятен процесс создания фотоколлажа?
Учащиеся. Ответ.
Учитель. Сегодня вы выполните композицию по своему замыслу, применяя технический прием фотоколаж, используя фотографии и рисунки, которые вы подобрали для своей композиции.
Если возникнут какие- либо вопросы, я в индивидуальном порядке отвечу на них.

4. Практическая часть
Работа по созданию творческой композиции в технике фотоколаж.
Учащиеся класса выполняют задание «Фотоколлаж» используя новые знания, полученные на уроке.
5. Представление и обсуждение работ. После выполнения работы каждый ученик из группы представляет свой фотоколлаж.
6. Рефлексия
Что нового вы открыли для себя сегодня?
Что понравилось вам на этом уроке?
Домашнее задание. Следующая тема урока «Плакат». Подготовить фотографии и рисунки, которые вы, возможно, будете использовать в своей работе. Тема плаката «Чистое побережье». Техника выполнения - коллаж.
Урок окончен. Спасибо за внимание.


Литература:
www// Викепедия- коллаж.
Журнал: «КопьюАрт» 2002- 2004 год.
«Компьютерная графика – популярная энциклопедия» М. 2002г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Альбом «Шедевры ХХ века». М. 2002г.
Серия газет «Искусство». Издательство «Первое сентября».

Презентация «Коллаж в изобразительном искусстве».

Приложение.
Работы учащихся выполненные в технике «коллаж»
на занятиях компьютерной графики.

Борейко Юля.
Фотоколлаж к буклету.


Изместьева Светлана
Фотоколлаж к буклету.

Зинчук Лера Фотоколлаж «Однажды летним днем»

Китраль Екатерина.
3D графика, фотография, рисунки. др.

.
Екатерина. Обложка для CD диска.



Китраль Евгения
«Я на об лачке и я не одна»



Обложка для CD диска.


Иванова Ирина «Сказки старого стула»
3D графика, рисунок др.


Китраль Екатерина
Фотоколлаж к буклету.

Молчанова Настя.

Черноиванов Артем. Серия работ на тему «Экология окружающей среды»




Катышева Зоя-«Оглянись»
Олейниченко Татьяна. Плакат « МЫ за ЭКОЛОГИЮ вылова лосося »



Уринева Настя. Фотоколлаж на тему «Защита окружающей среды»
(графика3D , рисунок, обработка в Corel PHOTO-PAINT.
Root Entryн Объект 1