Совершенствование организации воспитательной системы как основное направление модернизации в образовательных учреждениях

Совершенствование организации воспитательной системы как основное направление модернизации в образовательных учреждениях

Преподаватель ГБПОУ РС (Я) СПО Якутский сельскохозяйственный техникум Баракова М. В.


«Воспитание – великое дело, им решается участь человека»
В. Г. Белинский


Непременным условием успешной деятельности образовательного учреждения является осуществление воспитания студентов на высоком профессиональном уровне.
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования целостной, экогуманистической, гармонично развитой личности.
В настоящее время педагоги-воспитатели выделяют воспитание духовное, нравственное, политическое, половое, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое.
Содержание воспитания в педагогическом процессе учебного заведения СПО подчинено формированию личности специалиста, обладающего целым набором необходимых жизнеобеспечивающих качеств: трудолюбие, ответственность, коммуникативная культура, профессиональная гордость, активность, целеустремленность и др.
Многие ученые и педагоги-практики, как у нас, так и за рубежом пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательной системы.
Воспитательная система – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечиванию жизнеспособности.
Проблеме воспитания в нашем учебном заведении уделяется большое значение. Воспитание – одна из сторон, составляющих суть нашей профессиональной деятельности, поэтому все усилия педагогического коллектива направлены на повышение его эффективности.
В центре внимания воспитательной работы в ГОУ СПО Якутский сельскохозяйственный техникум – личность студента.
Классные руководители (кураторы), воспитательный отдел и заведующие отделениями проводят большую воспитательную работу по формированию активной жизненной позиции, ценностных ориентиров и мировоззрения у студентов.
Главной фигурой здесь является классный руководитель (куратор). Именно классный руководитель (куратор) отвечает за успешность образовательного процесса, является самым заинтересованным лицом в развитии воспитательной системы в группе.
Его педагогическая позиция, ценностные ориентации, интересы и увлечения являются наиболее существенными и системообразующими факторами.
Воспитательная работа в учебных заведениях должна занимать ведущее положение, пронизывая, в первую очередь, образовательный процесс и все другие направления деятельности, делая их более значимыми, поэтому она требует много сил и времени.
В настоящее время в образовательных учреждениях СПО г. Якутска распространена практика назначать кураторами групп преподавателей и лаборантов, из числа постоянно работающих в штате.
Не секрет, что при большой педагогической нагрузке и катастрофической нехватке времени для кураторов работа со студентами является второстепенной и поэтому самые ответственные, осознавая этот факт, не желают становиться кураторами и брать огромную ответственность. Таким образом, получилось, что кураторство носит добровольно-принудительный характер, т. е. назрела проблема, требующая оценки и решения.
Однако, общепризнано, что в настоящее время активно формируется новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степеней свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Вариативность воспитательных практик предполагает возможность разработок в области организации воспитательной системы в образовательном учреждении.
Нашими коллегами из центральных регионов России была предложена и успешно опробована «Структурная модель воспитательного процесса», применяемая в колледже.
Эта структурная модель базируется на организации в колледже института освобожденных классных руководителей (кураторов-воспитателей).
Кураторы принимаются на контрактной основе сроком на 1 год. Ежегодно происходит заключение новых контрактов и продление прежних. Куратор работает в 4-х академических группах, этот объем приравнивается к преподавательской ставке, оплата труда кураторов договорная в зависимости от квалификации, воспитательного мастерства, опыта и качества выполняемой работы.
Создание в колледже института освобожденных классных руководителей (кураторов) обосновано следующими факторами:

переносом акцента с обучения на воспитание согласно «Закону об образовании»;
возможностью полнее использовать индивидуальный подход к воспитаннику, опираясь на психолого-педагогические исследования;
необходимостью систематического и непрерывного контроля за учебной деятельностью студентов;
возможностью активнее использовать новые технологии в воспитании студентов;
возможностью быстрого реагирования на возникшие проблемные ситуации;
возможностью обеспечить живой педагогический контакт студентов старших и младших куров;
ухудшением криминогенной обстановки в районе и городе.




За годы применения новой организации воспитательной системы наши коллеги отмечают следующие положительные тенденции:

произошло «омоложение» педагогического коллектива;
освобожденные кураторы являются сильной командой, ведущей внеучебную работу и творческим потенциалом для организации всех мероприятий;
укрепилась связь с родителями;
улучшилась статистика по основным показателям для группы (посещаемость. % прогула, % качества и др.)
студенты имеют возможность обратиться к куратору, тогда когда они больше всего нуждаются в этом, т. к. освобожденный куратор находится на рабочем месте полный рабочий день;
увеличилось фактическое время кураторской работы, а значит и возможность для обстоятельного проектирования работы с группами и с конкретными студентами, для вдумчивого выбора средств, приемов и инструментов влияния на студентов.
снизилась необъективность при ежемесячной аттестации студентов со стороны преподавателей дисциплин, так как исчезла их заинтересованность как кураторов.

В нашем понимании куратор – это педагог, создающий оптимальные условия для развития, формирования, становления, воспитания и реализации личностных качеств и потребности студентов.
На кураторов возложены важнейшие функции воспитательного процесса: управленческая, коммуникативная, диагностическая. С каждым годом объем функций куратора и ответственность возрастают, поэтому необходимо совершенствовать организацию воспитательной системы в образовательном учреждении, своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся требования жизни, изучать передовой опыт наших коллег, смелее внедрять свои разработки по воспитательной деятельности для достижения глобальных целей и задач СПО.