Презентация по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация. Обобщение (5 класс)


Синтаксис и пунктуация. Обобщение.5 класс ПовторениеЧто изучает синтаксис?Влияет ли строение предложения на знаки препинания? Как? Прочитай и реши пунктуационную задачу?1. Найди грамматическую основу.И2.Какое предложение по количеству грам. основ?ПростоеСложное3. Одиночный или повторяющийся союз И?ОдиночныйПовторяющийсяЗапятая не ставится!Запятая ставится!4. Где стоит союз?Между частями сложного предложения.Запятая ставится!Внутри одной из частей.Запятая не ставится!













Сопоставительный анализ предложений.Спишите предложения, выделите грамматическую основу, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложения.Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.Ветер загудел и погнал зелёные волны. Прочитайте схемы предложений. Что между ними общего? Чем они отличаются друг от друга. , . , а . , потому что… .Найдите предложения, которые соответствуют данным схемам, запишите их в заданной последовательности.
Проиллюстрируйте схемы данными предложениямиА вот осинки ещё (не)распустились потому что каждое дерево весной в свой срок ож…вает.У б…р…гов в воде застыли скалы под ними светит ж…дкий изумру…Луна восходит а в лесу ложат(?)ся тени на р…су. Дайте характеристику предложениям, расставьте в них знаки препинания.А П!П а.…О …Составьте предложения, соответствующие схемам, используя рабочий материал:С русским языком можно творить чудеса. (К.Паустовский)Скажи-ка дядя…:«»,-«»,,





Работа с текстомВ чём особенность текста? Спишите, вставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Почему ты чёрен кот Лазил ночью в дымоход Почему сейчас ты бел Из горшка сметану ел Почему ты чёрен стал Меня пес в пыли валял Так какого же ты цвета Я и сам не знаю это (Л.Левановский) Проверь себя! - Почему ты чёрен, кот? - Лазил ночью в дымоход. - Почему сейчас ты бел? - Из горшка сметану ел. - Почему ты чёрен стал? - Меня пес в пыли валял. - Так какого же ты цвета? - Я и сам не знаю это. (Л.Левановский) Осложнённое списывание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните графически орфограммы и пунктограммы.С…нева нап…лзала но дождь (не)шёл. Нал…тел сильный ветер и подн…лась пыль. Во тьме треп…тно вспыхивали молнии гремел гром. Ветер рвал н…сил а дождь (не)шёл. Но вдруг гр…за разыгралась вовсю. Прил…тели ре…кие капли больно били по лицу. Тьма погл…тила всё. Сверху раздался грохот как будто огромные капли срывались с г…ры в пропасть. (По В.Шукшину) Домашнее задание§ 64-66, словарь-справочник, упр. № 533 (обозначьте графически орфограммы и пунктограммы, выполните синтаксический разбор 1-го предложения).