Рабочая программа по информатике для 5-6 класса на 2016-2017 учебный год Общее количество часов — 70



Аннотация к рабочей программе по информатике
(5-6 классы (ФГОС ООО))

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. на основе авторской программы Босовой Л.Л. и примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям с использованием следующих документов:
Л.Л. Босова, А.Ю. Программа для основной школы 5-6 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Количество часов – 35 ч. (1 ч. в неделю)
Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Количество часов – 35 ч. (1 ч. в неделю)
Всего – 70 часов.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.











Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» и авторской программы Босовой Л. Л. для 5-6 классов.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики ;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.



Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


































Планируемые результаты
5 класс
Учащиеся должны уметь:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



6 класс
Учащиеся должны уметь:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
 «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи  и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной  ситуации;
исполнять линейный алгоритм  для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.





















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
1.Раздел. Информация вокруг нас. (9 ч.)
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером».
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».
Передача информации.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».
В мире кодов. Способы кодирования информации.
Метод координат.
2. Раздел. Подготовка текстов на компьютере. (9 ч.)
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст».
Практическая работа №6 «Редактируем текст».
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
Форматирование текста.
Практическая работа №8 «Форматируем текст».
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы».
Табличное решение логических задач.
Практическая работа №10 «Создаём простые таблицы»
Разнообразие наглядных форм представления информации.
Диаграммы. Практическая работа №11 «Строим диаграммы».
3. Раздел. Компьютерная графика. (7 ч.)
Компьютерная графика. Графический редактор Paint.
Практическая работа №12 «Изучаем инструменты графического редактора».
Преобразование графических изображений.
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»
Создание графических изображений.
Практическая работа №14 «Планируем работу в графическом редакторе»
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.
Списки – способ упорядочивания информации.
Практическая работа №15 «Создаём списки».
Поиск информации.
Практическая работа №16 «Ищем информацию в сети Интернет».
Кодирование как изменение формы представления информации.
Преобразование информации по заданным правилам.


4. Раздел. Информационное моделирование. (6 ч.)
Практическая работа №17 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».
Преобразование информации путём рассуждений
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.
Создание движущихся изображений.
Практическая работа №18 «Создаём анимацию».
Создание анимации по собственному замыслу.
Практическая работа №19 «Создаём анимацию».
4. Раздел. Итоговое повторение. (4 ч.)
Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа №20 «Создаем слайд-шоу».
Итоговое тестирование.
Резерв учебного времени.























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
6 КЛАСС
1.Раздел. Объекты и системы. (11 ч.)
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.
Объекты операционной системы.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
Разновидности объекта и их классификация.
Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Системы объектов. Состав и структура системы
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Персональный компьютер как система.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
2.Раздел. Информационные модели. (11 ч)
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Определение понятия.
Практическая работа №8 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №9 «Создаём графические модели».
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.
Практическая работа №10 «Создаём словесные модели».

Математические модели. Многоуровневые списки.
Практическая работа №11 «Создаём многоуровневые списки».
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №12 «Создаем табличные модели».
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.
Практическая работа №13 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики».
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас».
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №15«Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья».
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №16 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья».
3.Раздел. Алгоритмика. (10 ч.)
Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы».
Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик.
Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей.
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №17 «Создаем линейную презентацию».
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №18 «Создаем презентацию с гиперссылками».
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №19 «Создаем циклическую презентацию».
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник.
Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник.
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник.
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика».
4.Раздел. Повторение. (3 ч.)
Выполнение и защита итогового проекта.




Место предмета в базисном плане

Данная программа предназначена для 5-6 классов общеобразовательных школ. Она рассчитана на 70 часов:
1 час в неделю в 5 классе (35 часов)
1 час в неделю в 6 классе (35 часов)












































Тематическое планирование
5 класс


п/п
Раздел программы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Кол-во часов


1

Информация вокруг нас
Аналитическая деятельность:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах

9


2

Подготовка текстов на компьютере
Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы

9


3

Компьютерная графика
Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами

7


4

Информационное моделирование.
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
использовать редактор презентаций или иное
программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения

6


5
Итоговое
повторение

Повторение, обобщение и систематизация знаний,
умений и навыков за курс математики 5 класса.


4





































Тематическое планирование
6 класс


п/п
Раздел программы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Кол-во часов


1

Объекты и системы.
Аналитическая деятельность:
анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки свойства, действия, поведение, состояния;
выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку   основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Практическая деятельность:
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
упорядочивать информацию в личной папке.

11


2

Информационные модели


Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.Практическая деятельность:
создавать словесные модели (описания);
создавать многоуровневые списки;
создавать табличные модели;
создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
создавать диаграммы и графики;
создавать схемы, графы, деревья;
создавать графические модели.


11


3

Алгоритмика

Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

10

4
Итоговое
повторение
Повторение, обобщение и систематизация знаний,
умений и навыков за курс математики 5 класса.

3

























Приложение
Календарно – тематическое планирование
5 класс


п/п

Тема урока

Кол-во
часов
Дата




Теория
Практика
план
Факт


1.
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.
Введение, §1, §2(3)
1




2.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
§2
1




3.
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
§3

1



4.
Управление компьютером.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»
§4

1



5.
Хранение информации.
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»
§5

1



6.
Передача информации.
§6 (1)
1




7.
Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
§6 (2)

1



8.
В мире кодов. Способы кодирования информации
§7 (1)
1




9.
Метод координат.
§7 (2)
1




10.
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
§8 (1, 2)
1




11.
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
§9 (3, 4)

1



12.
Редактирование текста.
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
§9 (5)

1



13.
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
§8 (6)

1



14.
Форматирование текста.
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
§8 (7)

1



15.
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)
§9 (1)

1



16.
Табличное решение логических задач.
Практическая работа №10 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)
§9 (2)

1



17.
Разнообразие наглядных форм представления информации
§10 (1, 2)
1




18.
Диаграммы.
Практическая работа №11 «Строим диаграммы»
§10 (3)

1



19.
Компьютерная графика. Графический редактор Paint
Практическая работа №12 «Изучаем инструменты графического редактора»
§11 (1)

1



20.
Преобразование графических изображений
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»
§11 (2)

1



21.
Создание графических изображений.
Практическая работа №14 «Планируем работу в графическом редакторе»
§11 (1, 2)

1



22.
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации
§12 (1, 2)
1




23.
Списки – способ упорядочивания информации.
Практическая работа №15 «Создаём списки»
§12 (2)

1



24.
Поиск информации.
Практическая работа №16 «Ищем информацию в сети Интернет»
§12 (3)

1








25.
Кодирование как изменение формы представления информации
§12 (4)
1




26.
Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа №17«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
§12 (5)

1



27.
Преобразование информации путём рассуждений
§12 (6)
1




28.
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
§12 (7)
1






29.
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
§12 (7)
1




30.
Создание движущихся изображений.
Практическая работа №18 «Создаём анимацию» (задание 1).
§12 (8)

1



31.
Создание анимации по собственному замыслу.
Практическая работа №19 «Создаём анимацию» (задание 2).
§12 (8)

1



Итоговое повторение





32.
Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа №20 «Создаем слайд-шоу»

1



33.
Итоговое тестирование
1




34-35
Резерв учебного времени
2





Всего
15
20

















Приложение


Календарно – тематическое планирование
класс



п/п

Тема урока
Кол-во
часов
Дата



теория
практика
план
факт


1.Раздел. Объекты и системы. (11 ч.)





1.
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Введение, §1
1




2.
Объекты операционной системы.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
§2(3)

1



3.
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
§2(1,2)

1



4.
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)
§3 (1, 2)

1



5.
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)
§3 (3)

1



6.
Разновидности объекта и их классификация.
§4 (1, 2)
1




7.
Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
§4 (1, 2, 3)

1



8.
Системы объектов. Состав и структура системы
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)
§5 (1, 2)

1



9.
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)
§5 (3, 4)

1



10.
Персональный компьютер как система.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)
§6

1



11.
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
§7

1




2.Раздел. Информационные модели. (11 ч.)





12.
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)
§8 (1, 2)

1



13.
Определение понятия.
Практическая работа №8 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)
§8 (3)

1



14.
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №9 «Создаём графические модели»
§9

1



15.
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.
Практическая работа №10 «Создаём словесные модели»
§10 (1, 2, 3)

1



16.
Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №11 «Создаём многоуровневые списки»
§10 (4)

1



17.
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №12 «Создаем табличные модели»
§11 (1, 2)

1



18.
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.
Практическая работа №13 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
§11 (3, 4)

1



19.
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)
§12

1



20.
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
§12
1




21.
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №15 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
§13 (1)

1



22.
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №16 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
§13 (2, 3)

1




3.Раздел. Алгоритмика. (10 ч.)





23.
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
§14
1




24.
Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик
§15
1




25.
Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей
§16
1




26.
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №17 «Создаем линейную презентацию»
§17 (1)

1



27.
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №18 «Создаем презентацию с гиперссылками»
§17 (2)

1



28.
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №19 «Создаем циклическую презентацию»
§17 (3)

1



29.
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
§18 (1, 2)
1




30.
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
§18 (3)
1




31.
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
§18 (4)
1




32.
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»
1






Итоговое повторение (3 ч.)





33-35.
Выполнение и защита итогового проекта.
3





Всего
13
22



































Приложение 2
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 5–6 классов
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Электронная тетрадь 5 класс
Электронная тетрадь 6 класс
Набор цифровых образовательных ресурсов для 6 класса: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715