Использование ИКТ в начальной школе как средство повышения качественного усвоения учебных предметов. Статья.

Н.И.Удодова
Использование ИКТ в начальной школе как средство повышения качественного усвоения учебных предметов.

Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Использование ИКТ на уроке в начальной школе позволяет: организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями; активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты, создаю собственные мультимедийные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах.
Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, способствуют повышению интереса к предмету у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
На уроках я использую тестовые задания. Первоначально я использовала тесты только в печатном виде, которые разрабатывала сама, набирала на компьютере и распечатывала для каждого ученика Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, в которых использование различных эффектов позволяет, выполнив тесты, сделать самопроверку, создавала и применяла на уроках русского языка в 4 классе тесты, выполнив которые, ребенок сразу мог получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.
На страницах классного сайта размещаю созданные мною тесты он-лайн по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Выполняя их, дети закрепляют не только теоретические знания, но и практические навыки решения примеров, задач по математике.
ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление сообщений, сочинений, исследовательских и проектных работ, проведение внеклассных мероприятий и игр. На занятиях кружка «Компьютерная мозаика» дети учатся работать в различных программах. Выпускаем свою классную газету «Почемучки», в которой рубрики: «Это интересно!», «Викторина», «Наше творчество», «Поздравляем».
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. В данной статье я описала лишь некоторые направления использования ИКТ при обучении в начальной школе.

15