Программа элективного курса «Горизонты применения математики» для 9 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»




ПО МАТЕМАТИКЕ





ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ





ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА И АДАПТИРОВАНА
УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ
БАКИЛИНОЙ ГАЛИНОЙ ВИКТОРОВНОЙ








г. Нижневартовск
Элективные курсы по математике для 9-х классов «Горизонты применения математики»
Учитель математики Бакилина Галина Викторовна
Пояснительная записка
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, формирование ее профессиональных интересов, использование потенциальных возможностей повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности.
Цели курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению математики; умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; организация занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.
Курс направлен на ориентацию учащихся, нацеленных на выбор профессии технического профиля и формирование у обучающихся исследовательского стиля мышления, осознание значимости прикладной роли математических знаний и умений.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель – создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, в соответствии с профессиональной ориентацией и поставленными целями.
В содержание курса включены основные темы математики, имеющие фундаментальное значение в математическом образовании учащегося; задачи повышенной трудности, соответствующие личностной подготовке ученика.
Теоретический материал курса выводит учащихся за рамки основного курса и расчитан на овладение учащимися полезными свойствами понятий, приемами решения задач, систематизацию и осмысления материала темы.
По каждой теме спланированы формы контроля, позволяющие своевременную диагностику и педагогический мониторинг. Среди форм контроля предусмотрено активное приобщение учащихся к тестовой проверке. Предусмотрены тесты разного уровня.
Организация на занятиях планируется отличной от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе применяется дифференцированное обучение. При решении задач поиск различных способов решения (одной группе учащихся полезно дать возможность самим открыть эти способы, в другой – учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев).
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя; развивая качества мышления, необходимые при выборе профессии и переоценку значимости математики в этом выборе.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем
Всего часов
Форма занятий
Форма контроля

1.
Разложение многочленов на множители
- группировка слагаемых
- применение формул сокращённого умножения
- вынесение за скобку общего слагаемого
4 ч
Урок-лекция
Урок-практикум
Исследовательская работа в разноуровневых группах
Урок-консультация
Составление справочной таблицы
Проверочная работа разноуровневого характера.

2.
Тождественное преобразование рациональных выражений
- определение рациональных выражений
- область определения рациональных выражений
- сокращение дробей
- приведение к НОЗ
- нахождение числовых значений
4 ч
Урок-лекция
Урок-практикум
Исследовательская работа в разноуровневых группах
Урок-консультация
Урок самооценки знаний
Зачётная разноуровневая работа

3.
Тождественное преобразование иррациональных выражений
- определение иррациональных выражений
- арифметический корень n-й степени
- свойство корня n-й степени
- определение степени с рациональным показателем
- освобождение от иррациональности в знаменателе
4 ч
Урок-лекция
Урок-практикум
Урок-консультация
Урок-зачёт
Составление информационной таблицы.
Контрольная разноуровневая работа

4.
Рациональные уравнения
- определение рационального уравнения
- необходимое условие существования целочисленного корня
- метод разложения на множители
- метод введения новых (вспомогательных) переменных
4 ч
Урок- лекция
Исследовательская работа в группах разного уровня
Урок-консультация
Урок контроля знаний
Проверочная разноуровневая работа
Зачёт


Краткое содержание разделов и тем.

ТЕМА 1. Разложение многочленов на множители

Неприводимые многочлены. Способ добавления слагаемого или выражения с последующей группировкой разложением на множители. Рассмотреть способ дополнения до полного куба суммы или разности в выражениях шестой, девятой степени. Представление слагаемых со степенью выше третьей в виде суммы подобных членов с последующим разложением на множители.

ТЕМА 2. Тождественное преобразование рациональных выражений

Изменение области определения выражения. Упрощение выражений при разложении на множители, используя представление одного из слагаемых в виде суммы подобных членов, со степенью выше второй. Приведение к общему знаменателю дробей со второй и третьей степенью знаменателя. Метод математической индукции.

ТЕМА 3. Тождественное преобразование иррациональных выражений

Преобразование подкоренного выражения до полного квадрата суммы или разности каких-либо чисел или выражений. Представление подкоренного выражения в виде куба суммы или разности двух чисел. Преобразование данного выражения к равенству с последующим возведением в квадрат или куб.


ТЕМА 4. Рациональные уравнения

Необходимое условие существования целочисленного корня. Применение необходимого условия существования целочисленного корня для решения кубических уравнений. Решение уравнений четвёртой степени: представлением в виде суммы нескольких слагаемых одного из членов уравнения, позволяющие выполнить группировку слагаемых. Введение новых (вспомогательных) переменных для получения приведённого уравнения. Решение возвратных уравнений.


·
·ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСАГОРИЗОНТЫ
ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИКИTimes New Roman15