Конспект урока по ОРКСЭ Коллектив начинается с меня


ОРКСЭ № ____________
Тема: «Коллектив начинается с меня»

Цели: формировать сплоченный коллектив; развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки; корректировать поведение учащихся; воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты.
Определение понятия коллектив, выделение факторов успешности коллектива, формирование позиции «Коллектив начинается с меня», умение разбираться в своих поступках. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; сравнение понятий коллектив и группа; умение анализировать свое состояние. Умение адекватно воспринимать оценку высказываний; контроль и коррекция. Умение работать в группе; согласовывать свои действия с другими участниками; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Формирование ценностного отношения к коллективу. Развитие ответственности за свои слова и поступки. Способность оценивать свои поступки.
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о каждом из вас в отдельности и обо всех в целом. Послушайте стихотворение и подумайте, почему я начинаю урок с этих строк?

СЛАЙД 2
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

-Как вы думаете, почему я начала наше занятие с этих строк?
- На какую тему мы сегодня будем рассуждать (ответы детей: о коллективе, дружбе).

- Почему важно обсуждать эту тему?


3. Сообщение темы и задач урока.

-Мы начинаем урок который вновь подарит нам радость общения друг с другом и много интересных заданий.

СЛАЙД 3

- Тема урока «Коллектив начинается с меня».

4. Работа в парах. Выяснение целей, ожиданий и опасений. Упражнение «Фруктовый сад».

- 1 задание сегодняшнего урока – упражнение «Фруктовый сад».
У вас на партах вырезанные из цветной бумаги яблоки и лимоны. На яблоках вам нужно написать свои ожидания от сегодняшнего урока, а на лимонах – свои опасения. (Дети наклеивают свои фрукты на деревья).
- Посмотрите еще раз на нашу тему и запишите свои высказывания.

(Учитель зачитывает ожидания и опасения)
- А в конце урока мы посмотрим сбылись ли ваши ожидания и опасения.

5. Восприятие и осознание нового материала.
- Вот вы записали свои ожидания от сегодняшнего урока. А как вы понимаете слово коллектив? (ответы детей)

СЛАЙД 5
- А вот что об этом пишет энциклопедия. Коллектив – группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.

- А наш класс можно назвать коллективом? Почему?
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
- Чему мы будем учиться?
( разобраться, что такое коллектив и каким он должен быть, какую роль в коллективе играет каждый из вас).

Я расскажу вам одну историю.
В 4 классе училась девочка Наташа. И однажды ей с родителями пришлось переехать в другой город. Весь класс отправился провожать Наташу на вокзал. После того, как дети попрощались с девочкой, они спросили учителя, будут ли сегодня уроки. Учитель ответил, что для них состоялся главный урок в их жизни.

- Почему учитель так ответил?
- Что он этим хотел сказать?
- Что это за урок?


6. Работа в группах. Акростих эпитетов к слову «КОЛЛЕКТИВ».
- А сейчас давайте подберем эпитеты к слову «коллектив».
- Вспомните, что такое эпитеты? (признак предмета или явления)

Учащиеся составляют акростих эпитетов (красочные определения предметов, выраженные в форме прилагательных) к слову «КОЛЛЕКТИВ»
Классный, красивый, крутой
Общий, оригинальный, объединенный
Любимый, лучший, ласковый
Л
Единый, единственный
К
Трудолюбивый
Интересный
Веселый, вежливый, воспитанный

- Какое правило нам встречается в слове коллектив? (Удвоенные согласные).

После выполнения задания каждая группа выбирает оратора, который презентует свой вариант.
- Подходят ли эти слова-определения для нашего класса?

Продолжение работы.
- Да, жизнь преподносит разные уроки и сюрпризы. А вот один из них.
(появляется сундучок)
- Что в сказках люди складывают в сундучки? (вещи, богатство)
- Можно ли богатство потрогать руками? (можно, если это какие-то драгоценности).
- Но есть богатства, которые нельзя потрогать руками.
- Наш сундучок пустой. Чем мы его можем наполнить? (мы про это тоже говорим - богатство человека).

7. Работа в парах.

СЛАЙД 6
- На доске записаны слова. Давайте их прочитаем.
(доброта, обидчивость, заботливость, злопамятность, отзывчивость, трусость, трудолюбие, сострадание, грубость, лень, преданность, лживость)
- Какие из них вам непонятны?
- Что это за слова? Как назвать их одним словом? (качества человека, черты характера)

- У вас на партах лежат листочки.
- Подчеркните качества, которые вы бы хотели видеть в ребятах нашего класса. (Учащиеся подчеркивают)
- Что вы не подчеркнули, оставили? (оставили отрицательные черты характера)
-Почему? (Мы оставили такие отриц. качества, нам не нужны учащиеся с такими качества).
- Допишите еще 1 или 2 положительных качества.
- Давайте эти качества положим в наш сундучок.
- Как можно назвать содержимое этого сундучка?
- Содержимое сундучка – духовное, нравственное богатство.

8. Физкульминутка

9. Работа с учебником – с. 68.
- А что такое общая атмосфера в классе?
- Какие нормы поведения должны быть в коллективе?
- Как вы понимаете слова Ш.Руставели?

10. Работа в больших группах. Игра «Оптимисты – критики» (мальчики, девочки)
- И я предлагаю работу в больших группах (мальчики – оптимисты, девочки – критики). Попробуйте мысленно надеть шляпы и ответить на вопрос:
– Можно ли наш класс считать коллективом? А я посмотрю, кто будет более убедителен?
оптимист: преимущества, достоинства, акцент на плюсах.
Критик: что в этом плохого

Так можно ли наш класс считать коллективом?


Продолжение работы
- Скоро закончится вторая четверть. Начнутся самые долгожданные и веселые каникулы. Как вы думаете, чего или кого вам будет не хватать в самое любимое время для всех школьников? (Ответы детей).
-Я думаю, что каждому бы очень хотелось, чтобы на протяжении этого времени рядом находился верный школьный друг, человек, который всегда придет на помощь, спросит: "Как дела?", иногда подскажет на уроке, поговорит с тобой на перемене.

-А каким же должен быть настоящий друг? Продолжите высказывание:
« Друг – это» (ответы учащихся)

11. Рассказывание учителем легенды:

-В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то.

-Как вы думаете, что написал старец?
- Какое это качество?

-Правитель посмотрел и удивился: на листе 100 раз было написано одно и то же слово УВАЖЕНИЕ.

- Почему так важно уважать друг друга?
- Давайте прочитаем об этом в учебнике.

Работа с учебником (продолжение). – с. 69

12. Закрепление и осмысление нового материала
Работа в группах.
А) Составление правил для сплочения коллектива.
- Для того, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами. И все же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.
-Когда людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом?
- Когда они вместе и придерживаются каких-то единых правил.

- Придумайте по три правила, которые необходимы вашему коллективу, чтобы он был по – настоящему дружным. Правила должны быть понятными, выполнимыми и краткими.

13. Обобщение и систематизация знаний.

На доске - выставка фотографий с различных мероприятий , проводимых в классе :
-Я приготовила к сегодняшнему дню небольшой фотоальбом.
- Какое название вы могли бы придумать для этой выставки?
-А мне очень захотелось выбрать вот такое название: «Наша классная семья».

 Игра «Волшебная рука»
- У вас на партах лежат ладошки. Я предлагаю вам на пальчиках нарисованной ладошки написать лучшие качества того ребенка, имя которого там написано.
- Мы сложим все ладошки в нашу волшебную шкатулку, а на уроке технологии создадим из них Дерево Дружбы.
- Теперь я надеюсь, каждый из вас имеет представление, что такое коллектив и каким должен он быть.
14. Подведение итогов. Рефлексия.
-Сегодня мы еще раз убедились, что каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив очень сплоченный.
- Сбылись ли ваши опасения на уроке? А ожидания?
- Поднимите руки, кто из вас теперь может сказать: «Коллектив начинается с меня». Почему?
- Оцените свою работу на уроке.

8. Итог урока.

- Я надеюсь, что этот разговор пойдет вам на пользу. Вы будете более внимательными к друзьям, уважать их, будете всегда готовы прийти на помощь.




















13PAGE 15


13PAGE 14615




15