Статья Основные направления работы учителя математики по подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ


Основные направления работы учителя математики по подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
«Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие», - писал Оризон Свит Марден, американский психолог и психотерапевт.
Формула успешной сдачи экзамена по математике – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ОГЭ и ЕГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.
В экзаменационных материалах по математике встречаются нестандартные, сложные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Однако в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.
Сложные и нестандартные задачи составляют только часть так называемой специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактику и стратегию решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальную невнимательность.
Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Требуется довести решение задач до автоматизма.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ можно выделить следующие составляющие: информационная готовность, предметная готовность, психологическая готовность. Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами при подготовке к ГИА остаются: организация информационной работы, мониторинг качества, психологическая подготовка. Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.
I. Принципы подготовки к ГИА.
1. Тематический.
2. Логический.
3. Тренировочный.
4. Индивидуальный.
5. Временной.
6. Контролирующий.
Благодаря этим принципам, у учеников формируются навыки самоконтроля, критического мышления, самостоятельной работы, организации и самоконтроля.
II. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА.
Под комплексным подходом следует понимать целенаправленное сотрудничество администрации, учителей – предметников, учащихся и их родителей.
В информационной деятельности по подготовке к ГИА выделяются три направления:
- информационная работа с педагогами (на производственных совещаниях, школьных методических объединениях, педагогических советах, городских семинарах и курсах);
- информационная работа с учащимися: (инструктажи, информационные стенды, тренировочные занятия, пробные внутришкольные ГИА по предмету);
- информационная работа с родителями учащихся (родительские собрания, индивидуальное консультирование).
III. Мониторинг качества образования.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным работам, результаты пробного внутришкольного экзамена. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускной ГИА.
IV. Психологическая подготовка к ГИА.
Психологическая подготовке учащихся может заключаться в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медиативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа и др.
Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, как противостоять стрессу, каковы правила поведения на экзамене, как снять нервно - психическое напряжение.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.
V. Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ГИА по математике.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Их важность и необходимость велика как в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, так и развитии личностных качеств ученика. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо учитывать соответствие теме и цели урока, установить правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда вычислить трудно.
VI. Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 увиденного материала, 1/2 увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построений графиков;
- создание уроков с помощью различных компьютерных программ.
При применении компьютера и внедрении ИКТ на уроках решается задача закладки основ рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главного инструмента нового информационного общества.