Система работы учителя физики при подготовке к ЕГЭ


Система работы учителя физики по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Вот уже несколько лет подряд основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень усвоения федерального государственного образовательного стандарта. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
Проблема заключается в том, что базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, обучающиеся, изучающие физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных результатов. Раз так, то долг учителя физики – продумать систему организации подготовки учащихся к ЕГЭ. В прошедшем учебном году этот вопрос стал основным для учителей физики нашего РМО. Именно с такой формулировкой «Система работы учителя физики по подготовке учащихся к ЕГЭ» состоялось первое заседание РМО учителей физики.
Начинать подготовку учащихся к ЕГЭ необходимо как можно раньше. Учитель физики, как предметник, может и должен делать это с 7 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ЕГЭ по физике является последний год обучения. Именно в этот период подготовки учащихся к ЕГЭ по физике система работы учителя должна вестись по трем направлениям:
Работа по самообразованию и методическая работа учителя;
Работа с учащимися;
Работа с родителями, администрацией .
Не вызывает сомнения, что свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи учащимися ЕГЭ. Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя.
Вопрос повышения профессионального мастерства педагогов остро встаёт в связи с качественной подготовкой учащихся к ЕГЭ и в настоящее время решается практически всеми регионами России. Масса литературы, интернет-ресурсов захлестывает и дезориентирует ребят, их родителей и даже учителей. В этих условиях выработка конструктивной, взвешенной, согласованной позиции учителей, особенно необходима. Опыт показывает, что подготовить ребят к успешной сдаче ЕГЭ только за 2 часа в неделю – невозможно. Необходимый уровень подготовки возможен лишь при минимуме 4 часа в неделю, когда задействован факультатив и элективный курс. Этот необходимый минимум имеется только в двух школах нашего района.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Изучение нормативно-правовых, инструктивных, рекомендательных документов, касающихся организации и проведения ЕГЭ.
Работа в методических объединениях, творческих группах.
Исследовательская деятельность.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
Трансляция собственного педагогического опыта.
Использование ИКТ и др.
В прошедшем учебном году состоялись заседания РМО по теме:
1.Управление качеством обучения физике в условиях подготовки к ЕГЭ, введению и реализации ФГОС.
2.Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя физики в условиях подготовки к ЕГЭ, введению и реализации ФГОС.
3.Управление качеством обучения физике в системе «учитель-ученик» в условиях подготовки к ЕГЭ, введению и реализации ФГОС.
4.Круглый стол.Информационно-коммуникационные технологии на уроке физики в контексте подготовки к ЕГЭ и освоения ФГОС.
Таким образом, хочется надеяться, что вопросы затронутые на заседаниях РМО позволили учителям физики определиться в вопросах профессиональной компетентности.
Каждый учитель, чьи обучающиеся сдавали экзамен по физике, придерживаясь рекомендаций, выработанных совместно с коллегами на заседаниях РМО, выработал свою тактику при подготовке к экзамену.
Первое, что делаю я - это знакомлю со структурой экзамена ЕГЭ и ОГЭ детей и родителей, информирую о результатах ЕГЭ, ОГЭ прошлого учебного года.(чтобы показать, что « не так страшен чёрт как его малюют», с одной стороны, и «на авось» рассчитывать нельзя, с другой стороны).
Чтобы владеть картиной готовности к ЕГЭ, ОГЭ каждого учащегося и выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки или скорректировать процесс подготовки, необходимо диагностировать каждый результат и знать процесс подготовки в динамике.
Поэтому второе, что я сделала - это составила индивидуальные диагностические карты.
Вот, что они представляют.
Диагностическая карта по физике.
Фамилия, имя учащегося___________________________класс_________
дата
задания А1А2А3 А4А5 А6А7А8 А9А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20 А21 А22 А23 А24 А25 В1В2В3 В4С1С2С3 С4С5 С6Диагностическая карта по математике.
Фамилия, имя учащегося___________________________класс_________
дата Часть I
алгебра 1 2 3 4 5 6 7 8 геометрия 9 10 11 12 13 реальная математика 14 15 16 17 18 19 20 Часть II
алгебра 21 22 23 геометрия 24 25 26 Точно такие же карты у детей были дома. Правда, имело место несоответствие результатов диагностических работ, которые ребята выполняли дома и в классе, естественно в домашних диагностических картах результаты были лучше.
Как дальше выстраивалась работа с результатами этих карт:
1.Коррекция знаний и умений.
2. Рекомендация - делать ставку на те задания, которые лучше всего получаются.

Диагностическая карта по физике.
Фамилия, имя учащегося___________________________класс_______
тема Блок
ЕГЭ Вид работы и дата её проведения
Консультация доп. занятие урок, карточка д/Зрезультат
Кинематика А1Кинематика. Законы Ньютона А2Силы в природе А3 Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса А4Механическая энергия, работа, закон сохранения энергииА5 Статика, механические колебания и волныА6 Молекулярно-кинетическая теорияА7 Молекулярно-кинетическая теорияА8
Молекулярно-кинетическая теория, термодинамикаА9Термодинамика А10 Статика А11 Постоянный ток А12 Магнитное поле. Электромагнитная индукцияА13 Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волныА14 Оптика А15 Элементы специальной теории относительности, оптикаА16
Корпускулярно-волновой дуализм, физика атомаА17
Физика атома, физика атомного ядраА18
Физика атомного ядраА19 Механика — квантовая физика (методы научного познания)А20
Механика — квантовая физика (методы научного познания)А21  Механика (расчетная задача)А22 Механика. Молекулярная физика, термодинамика (расчетная задача)А23
Молекулярная физика, термодинамика. Электродинамика (расчетная задача)А24
Электродинамика. Квантовая физика (расчетная задача)А25
Механика — квантовая физикаВ1Механика — квантовая физикаВ2Механика — квантовая физикаВ3
Механика — квантовая физикаВ4Механика — квантовая физика (качественная задача)С1Механика (расчетная задача)С2Молекулярная физика (расчетная задача)С3
 Электродинамика (расчетная задача)С4 Электродинамика (расчетная задача)С5
Квантовая физика (расчетная задача)С6 Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации.
Нарешать десятки и сотни задач даже при недельных 4 часах не представляется возможным. Поэтому в последние годы в практику работы учителей нашего РМО было внедрено проведение межшкольных консультаций, занятий интеллект-школы, занятий в форме платных образовательных услуг. Занятия эти, бесспорно, дали положительный эффект. Но необходимо отметить, что не все учащиеся, сдающие ЕГЭ по физике посещали эти занятия, а те кто посещал - не все делали это регулярно.
Наша задача, учителей, была - организовать посещение этих занятий. Поэтому я, в практике своей работы, отслеживала посещение этих занятий, встречалась с родителями, объясняла целесообразность этих занятий, привлекала к этим встречам администрацию ОУ. (Арина) Согласованность действий учителя – предметника и администрации образовательного учреждения – это еще одна слагающая успеха в достижении общей цели – получение желаемых результатов выпускных экзаменов.
Подготовка и проведение таких занятий для учителя - это колоссальный труд, но в тоже время и хорошая возможность повысить свой профессиональный уровень. Я ежегодно участвую в проведении этих занятий.
Таким образом, то немногое, о чем я сейчас рассказала в своем выступлении, позволило показать неплохие результаты учащимся 11-го класса( все 10 человек успешно прошли итоговую аттестацию и поступили на бюджет), а все учащиеся 9-х классов успешно сдали ОГЭ и получили аттестат .
Например:
-Широкое информирование учащихся о порядке проведения ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
-Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ЕГЭ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;
-Организация подготовки учащихся к ЕГЭ на занятиях кружка;
-Организация подготовки учащихся к ЕГЭ через работу виртуального факультатива;
-Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках недели физики в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;
-Организация тестирования учащихся в формате ЕГЭ по материалам РЦМКО и школы (пробные испытания);
-Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач группы С;
-Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;
-Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;
-Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ЕГЭ.
Проверкой готовности учащихся к итоговой аттестации служат результаты тренировочных, диагностических и репетиционных тестирований (декабрь-апрель).
Для подготовки учащихся могут быть организованы и проведены следующие мероприятия:
Дополнительные занятия-консультации, занятия по решению нестандартных задач с учителем-предметником в течение года.
Особая организация учебной деятельности на уроках.
Домашнее задание по принципу «массив заданий».
Работа в системе СтатГрад Московского института открытого образования.(см. Приложение 2 )
Курс интенсивной подготовки.
Особое внимание в своей работе я уделяю дополнительным занятиям-консультациям, занятиям по решению нестандартных задач в течение года.
Многим учащимся иногда трудно понять до конца материал темы на уроке. Тому есть много причин. Бывает, что пробелы в знаниях появляются, например, вследствие пропусков занятий из-за болезни. поэтому учащемуся важно иметь возможность прояснить сложные моменты, узнать все из первых рук, но уже в более неформальной обстановке, после уроков. Для представления ученикам этой возможности и должны быть организованы дополнительные занятия-консультации. На консультациях часть времени отводится на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящена отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий части А. Занятия решения нестандартных задач рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. (см. Приложение 3)
Структура дополнительных занятий:
Обзор темы или раздела в целом;
Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы;
Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации;
Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы;
Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой;
Тренинг полученных знаний на тестах;
Для ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий частей А и В, обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса необходимо уделять 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. При этом работа учащихся организовывается следующим образом: для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. Такая организация работы при ее систематическом проведении дает ощутимые результаты.
Домашнее задание по принципу «массив заданий».
С целью систематизации и обобщения знаний ученикам предлагаю специальные тематические разноуровневые домашние задания. При этом я обязательно даю рекомендации по решению заданий, сообщаю о сроках их выполнения (от двух до трех недель). Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку. Анализируя результаты, я сообщаю их каждому учащемуся и его родителям. Предлагаемые задания должны быть разноуровневыми и разнотипными, а их решения построенными и аргументированными. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся за счет изучения новых алгоритмов, методов, подходов к решению заданий; развитие интуиции и логики; реализации возможности комплексного применения знаний.
Работа в системе СтатГрад Московского института открытого образования.
Тренировочные работы – очень важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной. Типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.
Курс интенсивной подготовки.
Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. Причин и поводов для этого бывает достаточно: это и запоздалое осознание учеником того, что экзамены грядут, и обнаружение пробелов в знаниях в результате проведения очередной диагностической работы, и растерянность, неорганизованность и т. п.
В этом случае два, и даже три раза в неделю должны проводиться консультации, на которых с учащимися прорабатываются «основные» задания. На курсах интенсивной подготовки проводятся занятия таким образом: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала.
а) Повторение основных тем – это ежедневные 25-минутные повторения и отработки навыков конкретной темы, например «Прямолинейное равномерное движение», «Прямолинейное равноускоренное движение», «Законы Ньютона », подробно полностью повторяется теория, записываются примеры решения задач. Затем отбор заданий с объяснением ученика, и самостоятельная работа на 15-20 минут по данной рассмотренной теме. Домашнее задание дается по этой же теме и, конечно же, закрепление теории.
б) Выбираются задания из сборника «самые простые». Каждое задание записывается на доске, записывается его объяснение, объяснение проговаривается учителем. Ученик только слушает. После объяснения учителя, разбираются все непонятные моменты решения данного задания, и ученик записывает решения в тетрадь. Можно стереть с доски решение задания, чтобы ученики восстановили сами – здесь уже открывается поле творчества и изобретательности. А дальше проводится самостоятельная работа, задается домашнее задание и зачет лишь после того, как безошибочно справляется с заданиями.
в) Проверка усвоения материала проводится по нескольким вариантам. Работа по такой схеме достаточно эффективна.
Итоговый контроль в виде зачетного теста.
Работа с родителями предполагает выступление учителя-предметника на родительских собраниях старшеклассников с целью информированности родителей о порядке и сроках проведения ЕГЭ. А также о ходе подготовки к итоговой аттестации. Кроме того, если нет в школе профессионального психолога , то на учителя – предметника ложится миссия психологической поддержки родителей в период подготовки и проведения итоговой аттестации. Необходимо объяснить родителям о создании домашней атмосферы, и даже о том, что домашнее меню должно несколько отличаться от обычного в дни сдачи ребенком выпускных экзаменов. Самое главное, на мой взгляд, в работе с родителями – постараться убедить их принять результаты ЕГЭ ребенка какими бы они не были.
Приложение 1
Приложение 2
Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по физике
№ п/п Назначение сайта
Сайт
1. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». http://phys.reshuege.ru/
2. На данном сайте размещены КИМ 2004-2012, дан открытый сегмент заданий, находится перечень изданий, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ.http://fipi.ru/
3. Здесь приведен анализ выполнения заданий разных типов по основным темам, указаны элементы знаний, проверяемых в части А, В и С по основным разделам, приведены примеры заданий, вызвавших наибольшие затруднения, произведен разбор этих заданий.
Размещен перечень учебников, справочных материалов, тестов, демонстрационные версии разных лет. http://fizkaf.narod.ru/study.htm4. Размещены тесты для подготовки к ЕГЭ по физике с ответами, разбор решения задач по ЕГЭ, результаты ЕГЭ, демонстрационные версии. http://catalog.ctege.org/podgotovka/fizika/5. На данном сайте предоставляется возможность выбрать, прочитать и выполнить задания, составленные по материалам ФИПИ. http://www.alleng.ru/d/phys/phys191.htm6. Посетив данный сайт вы сможете пройти пробное тестирование по предмету, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче ЕГЭ. http://www.gotovkege.ru/tests.html
7. Приведены демонстрационные варианты разных лет с решениями. http://www.fizikaege.ru/disk.htm8. Здесь вы можете выполнить тесты ЕГЭ Online, ознакомиться с демонстрационными версиями разных лет. http://www.ctege.ovg.ru