Самопознание. Примеры интеграции общечеловеческих ценностей в предметы начальной школы.


Примеры интеграции урока «Самопознания» в предметы начальной школы
Выполнила
учитель самопознания
КГУ «Сугатовский комплекс
«Общеобразовательная средняя школа –
детский сад» отдела образования
Шемонаихинского района»
Кузнецова Ольга Владимировна
№ Предмет Содержание Нравственно-духовный аспект
1 Математика Логическая задача
У брата и сестры конфет было поровну. Потом брат дал сестре 3 конфеты. На сколько конфет стало больше у сестры? Вопросы после решения задачи:
Как вы думаете, почему брат отдал сестре конфеты, ведь у неё их стало больше?
А ты делишься со своими сестрёнкой или братишкой?
В беседе учитель воспитывает в детях заботливое отношение к родным, развивает чувство любви к членам своей семьи
Ценность: праведное поведение
2 Познание мира При изучении пауков по теме «Мир животных»
Многие дети и даже взрослые не только не любят пауков, а даже боятся их. А чтобы пауки показались им симпатичнее, расскажите детям легенду об Арахне.
Давным-давно жила девушка, которая очень любила и умела ткать. Звали эту девушку Арахна. Она научилась создавать такие красивые ткани, что не побоялась вызвать на состязание по ткацкому исскуству богиню Афину. Кто может осмелиться состязаться с богами? Арахна отважилась! Она сумела выткать ткань лучше богини. И тогда разгневанная Афина превратила девушку в паука, вечно ткущего свою красивую паутину.
По-гречески Арахна значит паук. Вот и дали это имя всем паукам. Эта легенда может явиться примером воспитания любви к природе во всём её многообразии, примером трудолюбия и упорства в достижении своих целей.
Обращая внимание на печальную судьбу Арахны, учитель делает упор на нравственный выбор героини легенды, имя которой осталось на веки в памяти людей как пример бесстрашия и высокого мастерства.
Ценность: ненасилие
3 Экология Экологическая сказка
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.
Обсуждение сказки
Можно ли Вову назвать «добрым мальчиком»?
Почему лось заплакал?
Как бы поступил ты на месте Вовы?
Как по-другому «унести эту красоту с собой»?
В ходе обсуждения учитель подводит детей к пониманию качества доброты в человеке, учит сопереживанию, праведному поведению. Дети находят новые пути сохранения красоты: можно сфотографировать эти подснежники и напечатать фотокартину, снять видеоролик, чтобы показать как прекрасны и нежны эти цветы, можно свои чувства передать стихами и т.дЦенность: ненасилие
4 Развитие речи (класс предшкольной подготовки) Работа над отрывком сказки К.Чуковского о белой мышке
«Очень тяжело жилось мышке, непохожей по цвету на остальных. Опасности подстерегали на каждом шагу. Но вот однажды выбежала мышка на улицу и увидела, что вся улица белая: выпал снег. Как обрадовалась белая мышка!» Вопрос ребятам задан был такой: «Почему так обрадовалась мышка?». Мнения ребят разделились.
Дима: Я думаю, что мышка обрадовалась потому, что она очень любила зиму, снег.
Антон: Я думаю, что мышка обрадовалась потому, что снег белый и мышка белая. Теперь ей легче скрыться от врагов.
Учительница: Очень мне понравилось, как вы начинали свои рассуждения. Замечательные слова – «я думаю!». Во-первых, видно, что человек не просто так, что в голову придет, говорит. Во-вторых, видно и то, что рассуждает человек воспитанный, который сам умеет думать и наверняка уважает мнение других.
Ценность: истина
5 Русский язык (начальные классы)
Изложение
Нелюдим.
Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости.
Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.
Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.
Ребята удивились, и вот что рассказала учительница. Вася не навещал ее, но он каждый день приходил к её маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.
Каждый заботится, как умеет. Разве это плохо? Беседа с учащимися:
- Объясните, как вы понимаете значение слова нелюдимый?
- Кого называли нелюдимым, нечутким мальчишкой?
- Каким на самом деле оказался Витя Сапунов?
- Сравните, как проявляли заботу об учительнице все дети и Витя Сапунов?
- Можно ли здесь ставить вопрос о том, что лучше?
- Какова основная мысль рассказа?
Данный рассказ способствует проявлению в детях готовности к нравственному выбору и ответственности за свои мысли, слова и поступки; учить детей оказывать посильную помощь людям, которые нуждаются в заботе и внимании.
Ценность: праведное поведение