Информационный проект Теорема Пифагора, 8 класс

Информационный проект «Теорема Пифагора».

"Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора.»
Иоганн Кеплер
Проблема и актуальность.
Каждый человек сохраняет в своей жизни воспоминания о “пифагоровых штанах” квадрате на гипотенузе, равновеликом двум квадратам на катетах. Причина такой популярности теоремы Пифагора триедина: это простота красота значимость. Теорема Пифагора проста, но не очевидна. Это противоречие делает теорему Пифагора притягательной и красивой. Также теорема Пифагора имеет огромное значение. Она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. В настоящее время существуют около 500 различных доказательств этой теоремы (геометрических, алгебраических, механических и т.д.), что свидетельствует о гигантском числе её конкретных реализаций.
Проект «Теорема Пифагора – теорема невест» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них.
Ведущая линия - показать на обширном материале пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры – науки и искусства; расширить представления о сферах применения геометрии. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по истории математики, учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук. Данный проект может стать дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении геометрии.
Основные вопросы: В чём популярность теоремы Пифагора? В чём ее уникальность?
Первая группа изучает биографию Пифагора.
Вторая группа рассматривает несколько самых интересных способов (с их точки зрения) доказательств теоремы Пифагора.
Третья группа рассматривает практическое применение теоремы Пифагора.
Дидактические цели:
с помощью дополнительной литературы, основанной на исторических фактах, познакомится с жизнью Пифагора с точки зрения истории развития математики,
рассмотреть теорему Пифагора, как источник замечательных математических открытий,
определить значение теоремы Пифагора для развития науки и использование теоремы в различных областях,
проиллюстрировать применение геометрии на практике,
подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.
Методические задачи:
* расширить сферу математических знаний учащихся: познакомить учащихся с различными способами доказательства теоремы Пифагора и связанных с ней соотношениями,
* развитие навыков исследовательской деятельности,
* формирование информационной культуры, воспитание активности, самостоятельности, ответственности, культуры общения,
* развить эстетическое восприятие математических фактов: расширить представления учащихся о сферах применения геометрии не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство,
* расширить общекультурный кругозор учащихся,
* продемонстрировать разнообразное применение геометрии в реальной жизни,
* показать возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии архитектора, инженера-строителя,
*научить представлять результат своей работы с использованием информационных технологий.
Формы организации детей:
Групповая работа, индивидуальная.
Ведущая деятельность:
Поисковая, исследовательская, творческая.
План проведения проекта:
Организационный этап
Ознакомление обучающихся с темой и целями проекта.
Подготовительный этап
1. Деление обучающихся на группы, с учётом выбранных направлений работы.
2. Ознакомление с основными источниками информации и сроками выполнения проекта.
Этап реализации проекта
1. Сбор и систематизация информации по теме, обсуждение информации в группах.
2. Оформление результатов работы.
3. Отчёт о проделанной работе.
Заключительный этап
1. Подготовка публичного представление в форме презентации.
2. Презентация проекта.
3. Рефлексия участников проекта.
Прогнозируемый результат
После завершения проекта учащиеся смогут не только иметь представление о различных способах доказательства теоремы Пифагора, но и решать различные задачи с применением данной теоремы, а также получат дополнительную информацию о личности самого учёного, о научных открытиях учеников из его школы, о красоте теоремы Пифагора, об истории её открытия, о её применении в строительстве, архитектуре и в других областях, о значении теоремы, познакомятся с интересными задачами из древности.
Примерный план выступления на защите проекта
1.Введение.
Тема нашего проекта
Мы выбрали эту тему, потому что..
Цель нашей работы.
Проектным продуктом будет
План нашей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы)
2.Основная часть.
Мы начали свою работу с того, что
В ходе работы столкнулись с такими проблемами..
Чтобы справиться с возникшими проблемами, мы
3. Заключение.
Закончив свой проект, мы можем сказать, что..
Мы думаем, что решили проблему нашего проекта, так как.
Работа над проектом показала нам.
Критерии оценивания проекта:

Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения»
(максимум 3 балла)

Цель не сформулирована
0

Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует
1

Цель сформулирована, дан схематичный план ее достижения
2

Цель сформулирована, ясно описана, дан подробный план ее достижения
3

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта
0

Тема проекта раскрыта фрагментарно
1

Тема проекта раскрыта, авторы показали знание темы в рамках школьной программы
2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, авторы продемонстрировали глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
3

Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация
0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы
1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников
2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
3

Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимум 3 балла)

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы
0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
3

Критерий «Личная заинтересованность авторов, творческий подход к работе» (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение
0

Авторы проявили незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировали самостоятельности в работе, не использовали возможности творческого подхода
1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность авторов, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением к идее проекта
3

Критерий «Личная заинтересованность авторов, творческий подход к работе» (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение
0

Авторы проявили незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировали самостоятельности в работе, не использовали возможности творческого подхода
1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность авторов, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением к идее проекта
3

Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует
0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении
1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру
2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами
3

Критерий «Качество проведения презентации» (максимум 3 балла)

Презентация не проведена
0

Материал изложен с учетом регламента, однако авторам не удалось заинтересовать аудиторию
1

Удалось заинтересовать аудиторию, но презентация вышла за рамки регламента
2

Удалось заинтересовать аудиторию и уложиться в регламент
3

Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует
0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)
1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2

Продукт полностью соответствует требованиям качества
3




15