Конспект занятия в 5 классе Воля и труд человека

Воля и трудолюбие
Воля и труд человека
Дивные дива творят.
Я. Некрасов


Что надо для того, чтобы хорошо учиться (учить себя)? Почему это не у всех получается?
Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя заняться учебной работой, которая бывает и не очень интересной. Для этого требуется воля, сила воли.
Во-вторых, учение это не разовое усилие, не короткий подвиг, а систематический труд - длительный, повседневный. Тут нужно проявить трудолюбие, терпение, прилежание.
В-третьих, конечно же надо иметь соответствующие способности, но они, слава Богу, дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).
Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.
Воля
Волей называется качество личности, обеспечивающее преодоление трудностей для достижения поставленной цели.
В течение всего времени деятельности необходимы преодоление больших и малых трудностей, затрата физических и интеллектуальных сил, приложение различных волевых усилий. Воля это качество, компенсирующее отсутствие желания и интереса к деятельности, необходимость которой вытекает из разумных обстоятельств, а также из взглядов и убеждений личности.
Человек это прежде всего сила воли, умение приказывать себе, заставлять себя делать то, что не хочется. Волевой человек должен быть способным преодолевать также и собственные желания, отказываться от того, что хочется. Большая воля это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Особенно нужна воля в учебной работе. Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться лучше, начать все с начала, но оно оставалось бесплодной мечтой, так как не хватало воли осуществить то, что для этого нужно. Сколько задач оставались нерешёнными, сколько страниц учебника остались непонятыми по той же причине - не смогли волевым усилием преодолеть возникшие трудности.
Тест «Волевой ли вы человек?»
Насколько велика у вас сила воли, настолько плодотворны ваши работа и учёба. Постарайтесь ответить на 15 вопросов с максимальной откровенностью. Если ответите «да» поставьте себе 2 очка; если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» -1 очко; если «нет» 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.
В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?
Преодолеете ли вы без всяких усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-нибудь неприятное?
Когда попадаете в конфликтную ситуацию дома или в школе, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
Найдёте ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это не обязательно?
Если у вас вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
Откажетесь ли вы от просмотра интересной телепередачи, если у вас не выполнено домашнее задание?
10. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не оказались обращённые к вам слова?
Интерпретация результатов.
Если вы набрали от
0 до 6 очков, то с силой воли у вас не всё благополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной разных неприятностей.
7-14 очков. Сила воли у вас средняя. Если столкнётесь с препятствиями, то начнёте действовать, чтобы преодолеть их. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте.
15 до 20 очков. С силой воли у вас всё в порядке. Но иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.
Рекомендации «Как выработать у себя силу воли?»
Какое б море неудач,
Какая бы беда не удручала.
Руками стисни горло и не плачь.
Садись за стол и всё начни сначала.
С. Щипачёв
Цель вот что мобилизует вашу волю. Учитесь настойчиво идти к своей цели.
Чётко представляйте свои достоинства и недостатки, ставьте цели и задачи по самой вменению.
Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе важнейшее качество волевого человека, условие формирования чувства долга и ответственности. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
Постоянно и настойчиво тренируйте свою волю. «Дал слово держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных упражнений для укрепления воли.
Верьте в себя. Внушайте себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека.
Следуйте правилам:
«Одно сегодня лучше ста завтра».
«Ничто не имеет такой цепы, как настойчивость и терпение».
«Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведённого до конца».
Для воспитания воли не надо громких дел и подвигов. Воля воспитывается на мелочах, но воспитывается только при её ежедневном упражнении и при обязательном условии: решил -выполни! Дал слово держи его! Привычка бережно относиться к своему слову важнейшее условие воспитания воли.
Домашнее задание: повторите материал о воспитании воли по пособию для VI класса.
Трудолюбие
Трудолюбие черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлечённости и удовлетворённости самим процессом труда. Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Трудолюбие основывается на осознании того, что ваш труд служит людям, обществу.
Формирование трудолюбия одна из главных задач самосовершенствования личности.
Упражнение
«Народная мудрость о труде и учении»
Обсудите народные пословицы и поговорки.
Руки работают, голова кормит.
Для умелой руки все работы легки.
Золотые руки у того, кто учился хорошо.
Золотые ручки не испортят мучки.
Будет просто, коль поработаешь раз со сто.
Сначала труд, потом почести придут.
Упражнение-тест «Трудолюбивый ли вы?»
Вам предлагаются некоторые качественные утверждения, относящиеся к трём главным составляющим трудолюбия: добросовестность в труде, настойчивость в преодолении трудностей и творческое отношение к труду. В каждом из столбцов следует выбрать себе соответствующее вашей самооценке утверждение и получить от 1 до 10 баллов.
Проявления трудолюбия
Добросовестность в труде
Настойчивость в преодолении трудностей


Творческое отношение к труду
Оценка (баллы)

Любую необходимую работу выполняю добросовестно, считая, что «иначе работать нельзя».
Трудностей в работе не боюсь, всегда настойчив в их преодолении, считая, что «иначе работать нельзя».
Стремлюсь в своей деятельности к новому, разнообразному; во всяком деле нахожу интересное и необычное.
9

Если уверен, что моя работа необходима, то выполняю её добросовестно.
Если уверен, что мой труд необходим, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолею их.
Стремлюсь постоянно совершенствовать содержание своего труда.
8

Добросовестен, стремлюсь сделать споим трудом кому-либо приятное, принести пользу.
Настойчив в преодолении трудностей, если знаю, что своим трудом могу принести пользу, порадовать.
Вношу усовершенствования в процесс труда, рационально его организую.
7

Проявляю бескорыстную добросовестность, если увлечён процессом или содержанием труда.
Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечён процессом или содержанием труда.
Рационально использую рабочее время и место. Работаю инициативно.
6

Тружусь добросовестно, стремясь сделать свою работу лучше всех.
В преодолении трудностей всегда проявляю самостоятельность, от помощи отказываюсь, стремясь самоутвердиться, доказать, что работаю лучше всех.
Постоянно совершенствую свои знания и умения, работаю с дополнительной литературой, со справочными материалами.
5

Проявляю добросовестность, работаю без принуждения, если хочу получить за свой труд поощрение.
Стремлюсь преодолеть трудности сам, без помощи, если знаю, что получу за это поощрение.
Актуализирую имеющиеся знания, умения и навыки в новых видах деятельности.
4

Необходимыми знаниями и умениями владею, но работаю только по принуждению, избегая наказания.
Пытаюсь преодолеть трудности сам, без помощи, но только чтобы избежать осуждения, наказания.

Работаю самостоятельно.
3

Берусь за порученное дело с желанием, знаниями и умениями владею, но желание быстро гаснет, так как не хватает терпения.
Б любой работе трудности пытаюсь преодолеть только с подсказкой, с помощью, так как всегда не уверен в себе.

Равняюсь в работе на образцы.
2

Добросовестность в труде проявляю редко, так как не имеют необходимых знании и умений.
Настойчивость в труде проявляю редко и только с подсказкой, ленюсь.
Не проявляю ни самостоятельности, ни активности, ни творчества.
1





15