Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.


Принята педсоветом
« » ___________ 201 г.
Протокол № ___

Директор школы: _________________
/ Д.М. Небогатиков /
Приказ № ___
« » ___________ 201 г.





















Рабочая программа
по организации исследовательской деятельности учащихся
5 классов в условиях общеобразовательной школы.



Составитель: Ветошкина Н.В.
Должность: учитель информатики
Педагогический стаж: 19 лет
Квалификационная категория: высшая
Разряд: 14
_________________________________
_________________________________
_________________________________

































П. Кез, 2011
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся 3-8 классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Данная программа интеллектуальной направленности, опирается на идеи, методику и программу исследовательского обучения школьников автора А.И. Савенкова.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Логика Построения:
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Основные понятия курса:

Тема исследования; проблема исследования; исследование и проектирование; цель исследования; задачи исследования; гипотеза; план исследования; эксперимент; модель; понятие; классификация; описание; характеристика; парадокс; идея; метафора; суждение; умозаключение; вывод; теория; схема; чертёж; макет.
К концу учебного года учащиеся должны:

иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой эксперимента.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.
Программа предполагает обучение в 5 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат
Критерии

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)
Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований
Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске
Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.
Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Темы учебного исследования:
Куда летит пчела?
Почему одни отличники, а другие двоечники?
Почему бывают землетрясения?
Почему надуваются мыльные пузыри?
Где зимуют раки?
Почему детёныши разных животных любят играть?
Как передвигаются суда на воздушной подушке?
Кто такие «чёрные карлики»?
Как увидеть комету Галлея?
Может ли плавать предмет из металла?
Почему течёт вода?
Почему дует ветер?
Почему металлические самолёты летают?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днём?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему бывают наводнения?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему самолёт оставляет след на небе?
Почему многие дети любят компьютерные игры?
Роль домашних животных в воспитании детей.
Роль кошки в жизни человека.
Почему мировой художественной культурой признанны чудесами света только 7 сооружений. Неужели в последующие два тысячелетия человеком не было создано ничего достойного этого звания.
Почему мы их так называем? (О часто встречаемых кличках собак в детской литературе английских авторов)
Так ли важен завтрак?































Учебный план для 5 класса.
Всего 34 часа, 1 час в неделю.

№ п/п

Тема
Всего час.
Лекции
Прак занятия

Виды контроля

1.
Что такое исследование
1

1
Опрос, практическое задание.

2.
Определение темы, предмета, объекта исследования.
3

3
Опрос, практическое задание.

3.
Цели и задачи исследования.
2

2
Опрос, практическое задание.

4.
Учимся выдвигать гипотезы.
2

2
Опрос, практическое задание.

5.
Организация исследования.
8

8
Опрос, практическое задание.

6.
Наблюдение и наблюдательность.
2

2
Опрос, практическое задание.

7.
Коллекционирование.
1

1
Выставка. Опрос, практическое задание.

8.
Что такое эксперимент?
1

1
Опрос, практическое задание.

9.
Сбор материала для исследования.
3

3
Опрос, практическое задание.

10.
Обобщение полученных знаний.
2

2
Опрос, практическое задание.

11.
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.
2

2
Опрос, практическое задание.

12.
Индивидуальные консультации.
3

3
Беседа-консультация

13.
Мини-конференция исследовательских работ.
3

3
Защита исследовательск
·у°ой работы на мини-конференции

14.
Подведение итогов.
1

1
Беседа


Итого:
34

34


































Учебно-тематический план для 5 класса.

Тема
раздела
Тема урока
Основное содержание
Формы контроля.

1.
Что такое исследование?
Исследовательские способности, пути их развития.
Опрос, практические задания

2.
Определение темы, предмета, объекта исследования.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Опрос, практические задания

3.
Определение темы, предмета, объекта исследования.
Обоснование актуальности выбора темы исследования.
Опрос, практические задания

4.
Определение темы, предмета, объекта исследования.
Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Опрос, практические задания

5.
Цели и задачи исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности.
Опрос, практические задания

6.
Цели и задачи исследования.
Основные стадии, этапы исследования.
Опрос, практические задания

7.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если
Опрос, практические задания

8.
Учимся выдвигать гипотезы.
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.
Опрос, практические задания

9.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).методами исследования: думать самостоятельно.
Опрос, практические задания

10.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: посмотреть книги о том, что исследуешь.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Опрос, практические задания

11.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: спросить у других людей.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Опрос, практические задания

12.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Опрос, практические задания

13.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
Практические задания: поиск информации по запросу.
Опрос, практические задания

14.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
Практическое задание: поиск информации по электронному адресу.
Опрос, практические задания

15.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: понаблюдать. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Опрос, практические задания

16.
Организация исследования.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Опрос, практические задания

17.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 1: Дать определение основным понятиям. Парадокс. Метафора. Понятие.
Опрос, практические задания

18.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 1: Дать определение основным понятиям. Описание. Характеристика. Разъяснение. Сравнение. Различение.
Опрос, практические задания

19.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 2: Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события. Виды классификаций.
Опрос, практические задания

20.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 3: Выявить и обозначить все замеченные парадоксы. Парадокс.
Опрос, практические задания

21.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 4: Ранжировать основные идеи. Ранжирование. Схема «Паучок». Схема «Дерево».
Опрос, практические задания

22.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 5: Предложить сравнения и метафоры. Сравнение. Метафора.
Опрос, практические задания

23.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 6: Выработать суждения и сделать умозаключения. Сделать выводы. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Суждение. Виды суждений. Умозаключение.
Опрос, практические задания

24.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 7: Сделать выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Опрос, практические задания

25.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 8: Указать возможные пути для дальнейшего изучения.
Опрос, практические задания

26.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 9: Подготовить текст доклада. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное
Опрос, практические задания

27.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 10: Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Опрос, практические задания

28.
Подготовка к защите.
Подготовка к защите. Шаг 11: Подготовиться к ответам на вопросы. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Опрос, практические задания

29.
Коллекционирование.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Выставка, практические задания.

30.
Наблюдение и наблюдательность.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространённые зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет».
Опрос, практические задания

31.
Наблюдение и наблюдательность.
Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.)
Практические задания: «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника».
Опрос, практические задания

32.
Мини-конференция исследовательских работ.
Защита исследовательских работ учащихся класса.
Защита исследовательской работы на мини

33.
Мини-конференция исследовательских работ.
Защита исследовательских работ учащихся класса.
Защита исследовательской работы на мини

34.
Подведение итогов.
Подведение итогов конференции.
Беседа




Литература для учителя:

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.Генезис. 2005. – 95 с.
3. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М: Генезис. 2005. – 203 с.
Интернет - ресурсы:
http://www.zavuch.info,
http://www.nachalka.com,
http://festival.1september,


Литература для учащихся:

1. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.Генезис. 2005. – 95 с.
2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
15