Урок по русскому языку на тему: Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов


Урок-обобщение по теме
«Безударные и чередующиеся гласные в корне слова»
Цель:
Обучающая:
Познакомить учащихся с правописанием безударных гласных в корне слова.
Выяснить характер орфографического правила, регулирующего выбор правильного написания о-а в чередующихся корнях.
Сформировать умение применять правило на письме.
Развивающая:
Научить находить орфограммы и правильно писать.
Развитие основных мыслительных операций.
Развитие зрительной памяти и внимания.
Развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Развитие умения составлять опорную схему правила, умение действовать по алгоритму.
Расширение словарного запаса обучающихся.
Воспитывающая:
Привитие любви к родному языку.
Воспитание у учащихся социальной компетентности.
Умение учитывать позиции других людей, партнёров по общению или деятельности.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Задачи урока:
1. Закрепить навык написания корней с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными;
2.Развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.
3.Отработать навыки применения выученных правил.
Тип урока: урок практического применения знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации, учебник Н. Г.Гольцовой, И. В. Шамшина «Русский язык 10-11 классы», раздаточный дидактический материал
Ход урока:
Организационный момент.
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмёмся за дела!
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на 5!
Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное.
Поэтому внимательно слушайте каждое слово, Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка.
Запись темы, постановка целей и задач урока.
Обобщение пройденного материала.
Сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила, а именно: научимся правильно писать и проверять безударные и чередующиеся гласные в корне слова.
1. Проведем синтаксический разбор предложения и найдем безударные гласные в корнях слов.
Разноцветными ..гнями оз..ро бл..стит. ( Повеств., невоск., простое, двусоставное, распростр., полное)
(Огнями - όгненный (проверяемая безударная гласная в корне слова), озеро - озёрный (проверяемая безударная гласная в корне слова), блестит - чередование гласной в корне слова).

Что такое однокоренные слова? (Слова с одним и тем же корнем)
2. Индивидуальная работа у доски со словами (1 ученик) во время синтаксического разбора (необходимо выделить корни, расставить ударение в словах и объяснить правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными)
Проверка ученика с индивид заданием (у доски) Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.
Вд..леке, ед..ничный, изл..мать, ур..ган, нав..рить, прит..снять, ст..кан, ч..стотел, уд..вляться, экз..мен, запл..тить (слова с непроверяемой гласной - ураган, стакан, экзамен)- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова? (Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.) Или запомнить написание
3. Орфографический диктант.
Работа со слайдами по теме «Чередующиеся корни»
Обратимся к слайдам и поговорим о чередующихся гласных в корне слова. Запись слов в тетрадь с объяснением.
1 Слайд.
Соб..рательный образ, прид..раться по пустякам, прот..реть зерк..ло, бл..стящий ответ, зап..реть дверь, заст..лить постель, неприемлемое преп..рательство.
2 Слайд.
Зеленый р..сток, платье на выр..ст, отск..чи в сторону, сл..жное упражнение, изл..жить факты, распол..жение армии, почтенный возр..ст.
3 Слайд.
Пл..вучий мост, оз..рять верхушки деревьев, покл..ниться таланту, вечерняя з..рница, начинающие пл..вцы, тв..рить д..бро, распл..вить металл.
4 Слайд.
Широкая р..внина, пром..кательная бумага, вым..кнуть под д..ждем, р..вноправные партнеры, м..кать сухари в мол..ко, ср..внение вел..чин, р..внозначные величины.
4.Лексический диктант
Выделение корней, объяснение написания (1 человек у доски, класс помогает)
А) Стебель растения в самом начале развития из семени (росток).
Б) Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца (заря).
В) Спортсмен, занимающийся плаванием, а также вообще тот, кто плывёт, плавает (пловец).
Г) Промокательная бумага (промокашка).
5.Игра «Четвертый лишний».
- Загореть, интеллект, блестящий, выбирать;
Интеллект - непроверяемая безударная гласная (словарное слово),
Загореть (-гор-безударный), блестящий (нет суф. а), выбирать (суф. а) – чередующиеся гласные в корне.
- Расстелить, поджигать, развиваться, выскакивать;
Развиваться – проверяемая безударная гласная (развитие),
Расстелить (нет суф. а), поджигать (суф. а), выскакивать ( корень скак) – чередующиеся гласные в корне.
- Панорама, увертюра, диапазон, вырастить;
Вырастить (корень раст.)– чередующиеся гласные в корне;
Панорама, увертюра, диапазон – словарные слова.
- Вычитать, запевать, сидеть, освещение.
Вычитать – чередующиеся гласные в корне (суффикс â)
Запевать (петь), сидеть (сидя), освещение (свет) – проверяемые безударные гласные в корне.IV Контроль знаний. Тестирование.
V Подведение итогов урока
На этом урок наш заканчивается. Предлагаю закончить устно несколько предложений:
Сегодня на уроке я понял, что могу…
Сегодня я научился…
Сегодня самым сложным для меня было…
У меня получилось…
VI Домашнее задание
Вы оценили свою работу на уроке, поэтому вам не составит труда выполнить домашнюю работу
Выучить теоретический материал урока.
§28, упр. 85
Выставление оценок