Конспект по информатике на тему Ветвления и циклы (11 класс)

Технологическая карта урока

Предмет, класс: Информатика и ИКТ , 11 класс
Тема урока: Ветвления и циклы.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: Проблемно – поисковый метод при решении задач по информатике.

Формы работы учащихся
: фронтальная, индивидуальная..



Программно-технические средства на уроке:
Необходимое техническое оборудование:
компьютеры учащихся;
экран;
мультимедийная установка;
компьютер учителя;
Программное обеспечение:
программа Pascal для ввода кода программы.
программа для демонстрации презентации MS Power Point.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Задачи урока:
Обучающая: актуализировать знания о ветвлениях и циклах.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, творческий подход к выполняемой работе.



Планируемые результаты:
Предметные УУД: актуализация знания о ветвлении и циклах, показать взаимосвязь математики и информатики, научить использовать знания, полученные на уроке математики при решении задач по информатике. Познавательные УУД: планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей деятельности, планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера.
Личностные УУД: самоопределение , способность к самооценке своих действий
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Надеюсь, наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.
Регулятивные УУД: прогнозирование - предположение результата и уровня усвоения материала.

II. Актуальность знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

-Ребята, на прошлых уроках мы уже составляли программы в Pascal, познакомились с циклами и ветвлением. Давайте вспомним пройденный материал и решим задачу.
- Найти наибольшее число из трех заданных чисел. На доске записываю несколько троек чисел: 568, 742, 390.
- Каким образом вы определили, что данное число максимальное?
(сравнивали числа друг с другом. Посмотрели разряд числа – если единицы разрядов сотен равны, то сравниваем единицы разрядов десятков, если они равны, сравниваем разряд единиц и больше то число, у которого разряд сотен больше)







Учащиеся дают ответы
Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку.

III. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. Поиск решения проблемы, открытие нового знания.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.

1. Создание проблемной ситуации.
- А как компьютер сравнит три числа?
(обращаю внимание ребят, что машина может сравнивать только два числа).
- Обозначим одно число буквой А, второе число буквой B, третье число – буквой С.
(Учащиеся предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом).
- Нарисуйте в тетради блок – схему для сравнения трех чисел, составьте программу. Проверьте правильность работы программы, введите заданные числа и посмотрите результат.
-А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Каким образом?












-Как вы думаете, можно ли решить задачу другими способами?





















-А можно написать программу, чтобы она выстраивала числа в порядке возрастания или убывания?





























Физкультурная минутка.
Зарядка для глаз.
Над доской вывешены таблички с рисунками диаграмм, способов представления информации ( в форме «восьмёрки»). Выполняются упражнения для глаз: 1).Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4. Поднимите глаза, посмотрите на рисунки над доской. Не поворачивая головы, переводите взгляд на названные мною рисунки (называются в таком порядке, чтобы глаза «выписывали восьмёрку», а затем в обратную сторону). 2) Посмотрите в окно на линию горизонта, переведите взгляд на кончик носа. Повторите упражнение 3 раза.






Учащиеся дают ответы


Учащиеся работают в тетрадях, затем на компьютерах составляют программу.


Учащиеся дают ответы
1. Находим наибольшее из первых двух данных чисел A и B, а затем – максимальное из полученного числа и третьего данного числа С.
Program MAX1; Var A, B, C, max: real; begin writeln (Введите три числа A, B, C’); readln (A, B, С); if A>B then max:=A else max:=b; if C > max then max:=C; writeln(Максимальное значение=’,max); end.

Учащиеся получают задание и продолжают поиск решения задачи.
Предполагаемые решения учащихся:
При решении задачи можно проверить, является ли первое число A максимальным и если не является, то сравниваем второе и третье число B и C.
2 способ.
Program MAX2; Var A, B, C, max: real; begin writeln (Введите три числа A, B, C’); readln (A, B, С); If (A>B) and (A>C) then max:=A; if B>C then Max:=B else Max :=C; Writeln(Максимальное значение =’, Max); End;
3 способ. Можно решить задачу, сравнивая попарно все числа.
Program MAX3; var A, B, C, Max: real; begin Writeln(Введем три числа’); readln(A, B, C); If (A>B) and (A>C) then Max:= A; If (B>A) and (B>C) then Max:=B; If (C>A) and (C>B) then Max:=C; Writeln(Max:6:2); end.
Учащиеся предлагают решения данной проблемы.
Варианты решения задачи:
Программа выстраивает числа в порядке убывания.
Program MAX4; Var A, B, C, Max: real; begin Writeln(Введите три числа’); Readln(A, B, C); If (A>B) and (A>C) and (B>C) then writeln (A, ,B,’ ,C); If (B>C) and (B>A) and (A>C) then writeln (B, ,A,’ ,C); If (C>A) and (C>B) and (A>B) then writeln (C, ,A,’ ,B); If (A>B) and (A>C) and (C>B) then writeln (A, ,C,’ ,B); If (B>C) and (B>A) and (C>A) then writeln (B, ,C,’ ,A); If (C>A) and (C>B) and (B>A) then writeln (C, ,B,’ ,A); End.
Программа печатает максимальное число, минимальное число и среднее число.
Program MAX5; Var A, B, C, Max, Min, Sr : real; begin Writeln(Введите три числа’); Readln(A, B, C); If A>B Then Max:=A else Max:=B; If C> Max Then Max:=C; If AB) and (AA) and (BA) and (CC) Then Sr:=B; If (AC) Then Sr:=A; If (CB) Then Sr:=C; Writeln (Max=’, Max:6:2); Writeln (Sr=’, Sr:6:2); Writeln (Min=’, Min:6:2); End.

Один ученик показывает упражнения, остальные за ним повторяют.





Выполняют зарядку для глаз.








Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов














IV.Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявит пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию

- Какие же знания и умения необходимы для построения алгоритма нахождения НОД?
Для того чтобы построить алгоритм, необходимо уметь:
определять все простые множители в пределах заранее неизвестных чисел х и у, z;
хранить эти простые множители и обращаться к ним;
хранить все сомножители для чисел х и у, z;
выбирать из трех множеств одинаковые элементы.


Учащиеся дают ответы
Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания.
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД: умение выражать вои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД: оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
- О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы сегодня узнали?
Каков алгоритм нахождения НОД?



Дают ответы на вопросы


Анализируют работу на уроке через самооценку.
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, процессов и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Личностные УУД: самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха УД, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

V. Комментирование домашнего задания

Домашнее задание
1) Написать программу вычисления нахождения максимального числа из трех заданных чисел. 2) Найти НОД трех чисел любым удобным для вас способом.



Записывают домашнее задание
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.





 
·