Урок по теме Независимое расследование по теме Соляная кислота











Чернышова Ольга Александровна
Урок по теме «Независимое расследование по теме «Соляная кислота»»
8 класс







































Пояснительная записка:
Цели урока:
Обучающие: усвоение учащимися свойств соляной кислоты; развитие умений выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы; Воспитывающие: способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, способствовать развитию грамотной устной и письменной химической речи; Развивающие: формирование оперативно – контрольных умений, развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда, прививать навыки работы с веществами.
Методы обучения: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Средства обучения: внутри и межпредметные связи, таблицы с правилами техники безопасности, лабораторное оборудование и реактивы, инструкции по выполнению работы, презентация.
Основные вопросы: 1. Техника безопасности при выполнении работы.
2.Получение соляной кислоты.
3.Исследование химических свойств соляной кислоты. Качественная реакция на хлориды.
4.Роль соляной кислоты и ее солей в природе и жизни человека.
Опыты:
-демонстрация получения хлороводорода действием концентрированной серной кислоты на кристаллический хлорид натрия; растворение хлороводорода в воде.
- лабораторные – действие индикаторов на раствор соляной кислоты; взаимодействие соляной кислоты с металлами, основными оксидами, основаниями и солями; качественная реакция на соляную кислоту и ее соли.
На данном уроке школьники подробно знакомятся с одним из важнейших соединений хлора – соляной кислотой. Учитывая знания учащихся о кислотах, материал занятия рассматривается дедуктивно, подтверждая теоретические предположения школьников конкретными примерами и экспериментами. Содержание урока позволяет вовлечь школьников в процесс постановки и решения учебных проблем, а также учесть межпредметные связи, в частности при рассмотрении вопросов роли соляной кислоты и ее солей в природе, а также областей их применения человеком.
Учитель сообщает учащимся, что на уроке они проведут независимое расследование, цель которого – выяснить химические свойства соляной кислоты. Для получения сведений создаются с рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования. Группы работают по инструкциям, в тетрадях заполняют таблицу – карту независимого расследования: (приведена в заполненном виде)

Название опыта
Исходные вещества
Наблюдения
Уравнения реакций
Выводы

1. Действие индикатора на соляную кислоту.
HCl, лакмус
Изменение окраски лакмуса: фиолетовый-красный
-
В кислой среде фиолетовый лакмус становится красным.

2. Взаимодействие соляной кислоты с металлами.
HCl,Zn,Cu
Выделение газа
Zn+2HCl=ZnCl2+H2

Соляная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода.

3. Взаимодействие соляной кислоты с основными оксидами.
HCl,CuО
Изменение цвета
CuO+2HCl=CuCl2+H2O
Соляная кислота реагирует с основными оксидами с образованием соли и воды.

4. Взаимодействие соляной кислоты с основаниями.
HCl,NaOH, фенолфталеин
Малиновый фенолфталеин в щелочи при добавлении кислоты обесцвечивается.
HCl+NaOH=NaCl+H2O
Соляная кислота реагирует с основаниями с образованием соли и воды.

5. Взаимодействие соляной кислоты с солями.
HCl,Na2CO3
Выделение газа
Na2CO3+2HCl=2NaCl+CO2+
H2O
Соляная кислота реагирует с солями более слабых кислот, выделяя их из их солей.

6. Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли.
HCl, NaCl,
AgNO3
Образование белого творожистого осадка
HCl+AgNO3=AgCl+HNO3
NaCl+AgNO3=AgCl+HNO3
Реактив на соляную кислоту и ее соли – нитрат серебра(I).


На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий, формулируют общий вывод: 1. Соляная кислота обладает свойствами, характерными для всех кислот: реагирует с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода, с основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с солями слабых кислот. 2. В этих реакциях образуются соли соляной кислоты – хлориды. 3. Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли – взаимодействие с нитратом серебра (I). Признак реакции – образование белого творожистого осадка.

Планируемые результаты обучения: в результате учащиеся должны знать формулу соляной кислоты, способ ее получения, химические свойства, области применения, ее роль для жизни человека; уметь подтверждать свои знания примерами, доказывать практически полученные знания.

Эпиграф: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ёе основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим» (М.Фарадей).

Учитель: важнейшим соединением хлора является раствор хлороводорода в воде – соляная кислота и соли этой кислоты – хлориды. Учащиеся дают определение кислотам, называют формулу соляной кислоты, определяют ее качественный и количественный состав.
Учитель: рассмотрим, как можно получить соляную кислоту.
Демонстрация получения данной кислоты.
Учащиеся записывают наблюдения, уравнение реакции.
Учитель: выясним какими химическими свойствами обладает соляная кислота. Учащиеся вспоминают, какими общими свойствами обладают кислоты. Учитель предлагает подтвердить на практике эти свойства, используя соляную кислоту, соблюдая правила техники безопасности. Учащиеся вспоминают правила обращения с кислотами, правила нагревания.
Учащиеся работают с готовой соляной кислотой: с помощью индикатора доказывают наличие кислоты в растворе, вспоминают окраску индикаторов в различных средах; в 5 пробирок с раствором соляной кислотой добавляют несколько гранул цинка, медную проволоку, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия. Школьники выполняют опыты, составляют уравнения реакций, описывают свои наблюдения, делают выводы о свойствах соляной кислоты. Объясняют, почему не произошла реакция в пробирке №2.
Учитель вводит понятие о качественных реакциях.
Учащиеся проводят опыт по обнаружению соляной кислоты и ее солей среди ряда предложенных веществ. Записывают уравнения реакций, наблюдения, делают вывод о том, с помощью какого вещества можно обнаруживать в растворах соляную кислоту и ее соли.
Далее выступает рабочая группа, состоящая из «представителей» разных профессий, которая подготовила дополнительный материал о роли соляной кислоты и ее солей в природе и жизни человека.
Химик: Соляную кислоту используют в разных областях народного хозяйства. В большом количестве ее расходуют при травлении стали, перед покрытием стальных изделий слоем защитного металла. В производстве лекарств, красителей, ядохимикатов, пластмасс и других полимеров, а также для получения в лаборатории хлора и некоторых хлоридов.
Руководитель рабочей группы: Самое главное для человека – быть здоровым. Поэтому подробнее остановимся на роли соляной кислоты для здоровья человека. В составе желудочного сока наряду с другими веществами содержится 0,4 -0,5% соляная кислота. При такой концентрации она губительна для живых чужеродных клеток: таким образом, она выполняет защитную функцию, препятствует развитию в желудке микрофлоры, усиливает секрецию поджелудочной железы. Под влиянием кислоты задерживается переход содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку.
Врач: Кислотность желудочного сока может быть нормальной, нулевой, пониженной или повышенной. Нулевая кислотность – отсутствует свободная соляная кислота. Пониженная кислотность – слишком низкая концентрация кислоты в желудке. Люди, страдающие пониженным содержанием соляной кислоты в желудочном соке, больше подвергаются опасности заражения инфекционными заболеваниями, так кислота выполняет бактерицидную функцию; при этом затрудняется переваривание белковой пищи. Пониженной кислотности могут сопутствовать раковые заболевания желудка, хронические запоры, воспаление желудка.
Диетолог: Таким людям назначают желудочный сок. К средствам, увеличивающим концентрацию соляной кислоты, относят углекислые минеральные воды, крепкий чай, черный хлеб, овощные и фруктовые соки, различные пряности.
Лаборант: демонстрирует изменение окраски универсального индикатора при добавлении в желудочный сок чая, соков, минеральных вод.
Врач: повышенная кислотность – избыток соляной кислоты в желудке. Часто сопровождается язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Признаком язвы желудка являются не очень сильные боли в средней части живота, всегда связанные с приемом пищи. Одним из признаков повышенной кислотности является изжога. Она обычно устраняется, если выпить немного щелочной минеральной воды «Боржоми», «Ессентуки №4», №17 (воду следует немного подогреть, чтобы удалить углекислый газ).
Диетолог: для профилактики заболевания имеют большое значение правильный режим питания, отказ от вредных привычек, соблюдение режима труда и отдыха, исключение стрессов и конфликтных ситуаций.
Историк: в Древней Греции при изжоге и болях в желудке врачи использовали для лечения порошок из высушенных кораллов. Основной компонент кораллов – гидрокарбонат кальция – вступал в реакцию с соляной кислотой и нейтрализовал ее.
Лаборант: проводит реакцию взаимодействия гидрокарбоната кальция с соляной кислотой. Учащиеся записывают уравнение реакции.
Врач: для уменьшения кислотности желудочного сока и снижения его протеолитической активности при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах с повышенной кислотностью в арсенале медиков есть такие препараты как бекарбон, оксид магния, магнезия белая, викалин, гидроксид алюминия в виде аморфного белого порошка, алмагель. Многие больные до сих пор, если нет этих лекарств, пользуются обычной питьевой содой, чтобы избавиться от изжоги (что врачи делать не рекомендуют!) Почему врачи сейчас отдают предпочтение препаратам на основе гидроксида алюминия и не рекомендуют принимать соду для нейтрализации избыточной кислотности желудочного сока?
Учащийся: При приеме внутрь соды выделяется углекислый газ в довольно значительном количестве, который не только вызывает дискомфорт в желудке (ощущение тяжести, переполнения, отрыжка), но и возбуждающе действует на рецепторы слизистой оболочки желудка, вызывая усиление секреции желудочного сока. Гидроксид алюминия не только нейтрализует кислоту, но и образует гель, который обволакивает стенки желудка, равномерно распределяясь по всей его поверхности, и обеспечивает более продолжительное действие.
Лаборант: проводит реакцию взаимодействия гидроксида алюминия с соляной кислотой. Учащиеся записывают уравнение реакции.
Диетолог: в качестве профилактического или дополнительного средства при лечении язвенной болезни используют капусту, капустный и картофельный сок. Это практиковалось еще в Древнем Риме, так как в капусте находится противоязвенный витамин.
Писатель: То, что соляная кислота входит в состав желудочного сока животных и человека и является важнейшим участником процесса пищеварения, показал в своем рассказе «Соляная кислота» М.М.Пришвин. Волк – отец принимает участие в кормлении потомства. Молоко матери не содержит соляную кислоту, а желудки волчат еще недостаточно приспособлены к взрослой пище. Поэтому детеныши поедают частично переваренные кусочки, которые отрыгивает папаша. Предварительная обработка кусочков соляной кислотой в желудке отца способствует ее усвоению волчатами, ведь у них желудки еще не до конца сформировались.
Биолог: Поваренная соль как пищевая добавка является важнейшим источником образования соляной кислоты в организме. Поступление хлорида натрия в организм поддерживает постоянство химического состава крови. В сходстве состава кровяной плазмы и морской воды Сванте Аррениус видел доказательство того, что животный мир зародился в океане. Переселившись на сушу, животные «унесли с собой» породившую их стихию.

Учитель подводит итоги урока, оценивает учащихся, комментирует домашнее задание.

Д\з: п. 56(учебник Н.Е.Кузнецовой), №7.

Литература:
1. Н.Е.Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин. Химия. Учебник для 8 класса. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»,2008.
2. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие. 8-9 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»,2006.
3. Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. 8-9 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»,2005.
Г.В.Пичугина. Химия и повседневная жизнь человека. Москва. «Дрофа», 2006.
4. Г.И.Штремплер. Предпрофильная подготовка по химии. Москва. «Дрофа»,2007.
5. Л.А.Ивченко, А.А.Макареня. Валеология на уроках неорганической химии. Пособие для учителя к спецкурсу «Химия и здоровье человека», «Химия в школе», № 23,2000.




















Чернышова Ольга Александровна, МОУ гимназия «УВК №1», интегрированный учебный эксперимент как средство формирования целостной естественнонаучной картины мира.