Урок на тему Повелительное наклонение глагола


Тема. Повелительное наклонение глаголов.
Цель. Познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения.
Задачи урока.
Образовательная: научиться распознавать глаголы в повелительном наклонении , определять основные признаки этих глаголов.
Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, памяти, внимания, мышления, речи.
Воспитательная: воспитание коллективизма, умения работать в группе, приобщение к основам здорового образа жизни.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодняшний урок необычный . Я очень надеюсь, что он вам понравится: мы не только поговорим о повелительном наклонении глагола, но и будем учиться давать полезные советы, которые вам очень пригодятся в жизни. А при этом ,как известно, невозможно обойтись без глаголов в форме повелительного наклонения.
Осенью утепляют курятник. Насыпают в ящик песку и прибавят туда мелких камешков. Глотать камешки и песок нужно курам для измельчения пищи в желудке. Кроме того, поставляют в курятник ящик с золой, чтобы куры могли в нем поваляться, почиститься. Кормят кур зерном, картофелем, корнеплодами с сеном. Сено парят, а картофель варят и режут мелкими кусочками. От этого корма куры лучше будут нестись. Заставляют каждый день делать гимнастику: для этого подвесят корнеплоды на полметра или несколько выше от пола. Чтобы достать корм, куры будут подпрыгивать и согреваться. Каждый день меняют воду для питья.
1 группа
1.Выписать из текста слова с безударной гласной, обозначить орфограмму, подобрать проверочные слова (утепляют, поваляться, зерном, корма, согреваться, меняют, питья.)2.

2группа
1.Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.
Глотать камешки и песок нужно курам для измельчения пищи в желудке.
3группа
1.Морфологический разбор существительного ящик с золой
Определите значение фразеологизма:
Привести пословицу со словом КУРЫ
Цыплят по осени считают. Будущее покажет. Еще не известно, какой будет конечный результат. Еще рано подводить итоги. Не все цыплята вырастают большими. За лето с ними может всякое случиться. Только осенью можно с уверенностью говорить о прибавлении кур в хозяйстве.
Денег куры не клюют. Много.
Курам на смех.
1.Перестроить все предложения, поставив глаголы в форму повелительного наклонения.
2.Из полученных предложений выписать глаголы повелительного наклонения, выполнить морфемный разбор.
Слово учителя
-Какие глаголы повелительного наклонения вы запомнили? Что с ними произойдет, если к ним добавить ТЕ?(Они станут глаголами множественного числа).
-Еще об одной особенности глаголов повелительного наклонения вы должны помнить: многие из них пишутся с мягким знаком на конце. А что произойдет с глаголом, если к нему добавить окончание ТЕ или суффикс СЯ? (Выстраивается цепочка: ИСПРАВЬ+ТЕ, ИСПРАЬ+СЯ, делается вывод).8.Объяснительный диктант с творческим заданием.(Выполняется на доске и в тетради. Учитель называет глагол в повелительном наклонении, ребята записывают словосочетания).Отправьте…,встаньте…,обеспечьте…,ознакомься…,оставьте…,исправьте…,отмерьте…,спрячьте…,проверьте…,познакомьте…,заметьте…,не тревожьтесь…-Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в речи?
-Как называются предложения, в которых встречаются глаголы повелительного наклонения?
-Какие особенности морфемного состава глаголов повелительного наклонения вам известны?
-Какие полезные советы ,услышанные на сегодняшнем уроке, вы возьмете на вооружение для себя, чтобы сохранить здоровье и слух?
от неопр. формы глагола образовать:
а) глагол 2 лица мн. ч. изъявител. наклон., б) повелит. наклонение глагола (по образцу упр. 497), расставьте ударения.
стукнуть (1 спр.) – стукнете – стукните
выслать (1) - вышлете - вышлите
подышать (1) - подышите – подышите
отпилить (2) - отпилите – отпилите
выписать (1) - выпишете – выпишите
- От чего зависит выбор окончания у глаголов изъявит. наклонения? (от спряжения)
- Почему глаголы в повелительном наклонении в нашем случае заканчиваются на ИТЕ?
( глаголы повел. наклон. 2 л.мн.ч. образуются с помощью суффикса И и окончания ТЕ)
Ууд,Деятельность учителяДеятельность учащихся
1этап
2 этап.
Организационная часть: мотивация к учебной деятельности.
1.
УУД, формируемые на данном этапе:
- Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; формирование интереса к изучаемому предмету;
- Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;
- Познавательные УУД: выделение главной информации.УУД, формируемые на данном этапе:
Личностные УУД: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
Регулятивные УУД: формирование действий целеполагания, постановки учебных задач;
Коммуникативные УУД: формирование действий по организации действий учебного сотрудничества с учителем, развитие речевой деятельности;
Познавательные УУД: выделение главной информации, представление информации в сжатой словесной форме.
3. Актуализация знаний.
1слайд
Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.
- В какой форме употреблены глаголы?
- Сформулируйте тему урока
На экране слайд 2
- Что обозначает слово повелительный, подберите однокоренные слова, составьте с ним словосочетание (повелевать, велеть, повелевающий, повелительный тон, повелитель стихий).
2. Постановка учебных задач.
- Чтобы изучение новой темы было эффективным, поставьте учебные задачи.
-Что узнаем на уроке, чему научимся?
1). - Ребята, перед вами лежат карточки. Возьмите карточку №1, прочитайте выразительно предложения, работая в парах, определите, в каких предложениях по цели высказывания используются глаголы повелительного наклонения?
- Какая вставная конструкция часто используется в предложениях с глаголами повелительного наклонения?
- Найдите глаголы повелительного наклонения в предложениях, определите на какие вопросы отвечают, что обозначают? На экране слайд 4, 5
В форме повелительного наклонения.
Повелительное наклонение глагола.
На уроке мы узнаем, что обозначают глаголы повелительного наклонения, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются, как используются в речи.
Научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи).(в побудительных предложениях).
(обращение)