Конспект урока по русскому языку на тему Повелительное наклонение глагола (6 класс)

Ф.И.О.: Хан Марина Владимировна.
Место работы: МКОУ Калачеевская СОШ №1
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Повелительное наклонение глагола»
Базовый учебник: «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2012.
Цель урока: формирование понятия о повелительном наклонении глагола.
Тип урока:  урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и необходимости бережного отношения к ней
Предметные:
уметь образовывать формы повелительного наклонения;
извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, составление памятки).
Матапредметные.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Обогащать словарный запас.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация).
Методы и формы обучения: метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации), частично-поисковый, парная работа, метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (работа с текстом), формирования новых умений (работа с упражнениями), самостоятельная работа, технологию смыслового чтения, метод обобщения и систематизации изученного (создание схем, памятки), метод контроля результатов обучения.
Оборудование:  учебник, компьютер, мультимедийный  проектор, экран, документ-камера, доска.


Ход урока
1. Мобилизующий этап: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
О какой части речи мы говорим в течение уже нескольких уроков?
А чем интересен глагол?
Зачем он нам нужен?
Предлагаю вам проверить свои знания с помощью небольшого теста.
2. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа (тест). Взаимопроверка и взаимооценивание.
3.  Целеполагание.
Ребята, сегодня такой замечательный солнечный день. Это ли не чудо?
Как вы считаете, что мы можем сделать для того, чтобы каждый день был чудесным?
А вот как считает поэт Вадим Шефнер.
Стихотворение «Не привыкайте к чудесам» (читает Алина Вискова).
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
Ребята, а как вы понимаете слова
Что хотел сказать автор нам этим стихотворением?
А теперь давайте посмотрим, с помощью каких слов Вадим Шефнер призывает нас внимательнее относиться к каждому мгновению жизни?
В чем особенность этих глаголов?
Можете ли вы сформулировать тему урока? (Повелительное наклонение).
А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
4. Этап овладения новыми знаниями.
Выпишите в столбик выделенные глаголы, задайте к ним вопрос.
Что обозначают данные глаголы?
В каком они числе?
Поставьте эти глаголы в единственное число.
Как изменяются глаголы в повелительном наклонении?
Как образуется форма повелительного наклонения?
Откройте учебники на стр. 116. Найдите ответ на вопрос.
Работа с правилом:
«+» – это я уже знаю;
«-» – это мне было неизвестно.
5. Первичное закрепление.
Работа по вариантам (1,2). От данных слов образуйте глаголы в форме повелительного наклонения в единственном числе. Графически обозначьте суффикс (если он есть) и основу глаголов в настоящем (будущем) времени.
1 Вариант: молчит, кричит, сядут.
2 Вариант: ищет, встанут, смотрит.
Индивидуальная работа (Портяная Ирина) с учебником стр.117 №542.
Проверка выполненных заданий. (Самооценивание)
На основе изученного материала составьте схемы образования форм повелительного наклонения.
6. Закрепление нового материала.
В каких случаях используют повелительное наклонение? (речь, инструкции, памятки, рецепты).
Обратите внимание на памятку поведения ученика в школе.
Составьте памятку (3 - 4 предложения) «Как вести себя в лесу», используйте глаголы в повелительном наклонении.
Поэт Виктор Боков советует нам вести себя в лесу следующим образом.
Сколько раз здесь употребляются глаголы в повелительном наклонении? Посчитайте и повторяющиеся глаголы.


15