Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на
уроках иностранного языка.

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворенное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. Уже при планировании учебного занятия следует обращать особое внимание на закономерности динамики работоспособности учащихся. С появлением первых признаков утомления, когда снижается внимание, у некоторых детей начинается двигательная активность, они мешают одноклассникам, привлекая к себе их внимание, а другие занимаются чем-нибудь посторонним на уроке: что-то чертят или рисуют в своих тетрадях. В это время необходимо снизить нагрузку, иначе работоспособность у учащихся резко упадет. Ребятам нужно предложить другие формы работы, которые заинтересовали бы их и восстановили силы. Поэтому для поддержания мотивации обучающихся я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я стараюсь учитывать возрастные, физиологические и психологические особенности детей и предусматриваю такие виды работы, которые снимают напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил в доброжелательной обстановке, непринужденно. Естественно в урок включаю зарядки-релаксации, особенно в младших классах. Это занимает около 5 минут урока. Цель - вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Физкультпауза является отличным восстанавливающим средством. Очень важно уметь ее обыграть. Детям это очень нравится и они сами стремятся быть помощником учителя. Перед проведением физкультминутки я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. Во время зарядки я использую различного вида движения, танцы, песни. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово воздействуют на чувство и сознание ребят.
Например:
Stand up!
Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Hands up. To the sides.
Bend left, bend right.
One, two, three, hop,
One, two, three, stop!
Stand still!
Или
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together. (2 times)
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.

Игра также является одним из важнейших форм релаксации. Но я имею в виду не игру на командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.
При изучении алфавита изобразить букву в воздухе головной или руками, одному или с соседом. Одни ученики выполняют это, а другие отгадывают.
При изучении темы «My Pet” учащиеся изображают животных движением, мимикой, жестами, головой.
При изучении темы: «Daily Life” можно изобразить действия, которые выполняются в течение дня.
Ролевая игра-пантомима In the shop.
Можно разыграть ситуацию: ты в одном магазине за границей и не знаешь языка этой страны, поэтому пытаешься объясниться с продавцом мимикой, жестами, чтобы купить необходимую вещь. Подобные игры используются как способ развития координации рук, ног и других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроке.
Песня на уроке представляет учащимся возможность не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических навыков. Целесообразнее выбирать веселые, задорные, шуточные песенки.
Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции головного мозга и дыхательной системы, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения у учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применяем иллюстраций. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном учебникам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на 2-3 минуты.
I’ll tell you a funny story about the curious little girl. A family of three: a mother, a father and their little girl Susan were going by bus.
Susan: Where are we going, Dad?
Father: We are going home.
Susan: What are we going to our home?
Father: To our horse.
Susan: What horse?... What street?...
What boy?...
(It was continued for half an hour. At last the father became angry.)
Father: Susan, when we get home will you carry on asking questions?
Susan: What questions?
Father: Susan, if you say word “what” again I’ll get off the bus.
Susan: What bus?
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, часто используя смешные игрушки, картины.
Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации к учению, ведет к снижению интереса в получении образования.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью, требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает, необходима психологическая поддержка.
Поэтому использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи в обучении иностранному языку.