Презентация на тему Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучениум отдельных предметов №103 СИДОРОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНАучитель химии и биологиивысшей категориикандидат химических наук Нижегородский районгород Нижний Новгород «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком – Умным, Красивым и Здоровым»И. Кант Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые умения, знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии Медико-гигиенические технологии (МГТ) Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяютсяна три подгруппы: организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. Методические приемы работы на уроке защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, самомассаж, психогимнастика, тренинг – позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации)стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др)информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам) Что же это такое – здоровьесберегающий урок? Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:построение урока с использованием достижений передовой педагогической практики с учетом здоровьесбережения;реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических;обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями;активизация развития всех сфер личности учащихся;логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих технологий;формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся. По моему мнению, такой урок должен обеспечивать ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока Здоровьесберегающие уроки я разделяю на следующие виды: I вид:информационно-просветительский «Урок здоровья» II вид: урок, в который включены элементы здоровьесбережения: минутки здоровья, упражнения на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д III вид: здоровьесберегающий урок - это урок, на котором учитель: формирует у учащихся интерес к своему предмету; устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения; продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта; оптимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения; каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности. Цель данной работы - формировать у учащихся в процессе обучения установки здорового образа жизни, включающие ответственное отношение к общественному и личному здоровью с помощью здоровьесберегающих образовательных технологий. Активное использование здоровьесберегающих технологий расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на него влияющих, способах его укрепления и сохранения, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами исследования здоровья, самонаблюдению. Примерное тематическое планирование № Дата Тема Лабораторная работа д/з Анализаторы (5 часов) 20 Анализаторы и их функции. Зрительный анализатор 72-74 21 Восприятие зрительных раздражений. Нарушения зрения 75-79 22 Анализаторы слуха и равновесия 80-85 23 Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус 86-91 24 Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость Дыхание 41 Дыхание. Строение органов дыхания Гигиеническая оценка микроклимата помещения 138-141 42 Строение легких газообмен в легких и тканях 142-144 43 Дыхательные движения, жизненная емкость легких Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физ. нагрузки 143-144 44 Регуляция дыхания Дыхательные упражнения для формирования дикции 144-147 45 Заболевания органов дыхания, их предупреждение Тема «Анализаторы» Урок «Анализаторы и их функции. Зрительный анализатор» Урок «Восприятие зрительных раздражений. Нарушения зрения» Урок «Анализаторы слуха и равновесия» Урок «Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус» Урок «Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость» Зарядка для глаз Физкультминутки Релаксация Тема «Дыхание» Урок «Дыхание. Строение органов дыхания» Урок «Строение легких. Голосообразование» Урок «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция» Урок «Гигиена органов дыхания. Влияние курения на дыхательную систему » Урок «Заболевания органов дыхания, их предупреждение» Физкультминутки Массаж биологически активных точек Результаты использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности Результаты тестирования достижений учащихся по теме «Анализаторы» ЭК КК Качество: в ЭК - 70%, В КК – 50%. Успеваемость: в ЭК – 100%, в КК – 85% Результаты тестирования достижений учащихся по теме «Дыхание» ЭК КК Качество: в ЭК - 80%, В КК – 60%. Успеваемость: в ЭК – 100%, в КК – 90% Повысился уровень качества знаний по предмету (с 49% до 58%) Результаты ЕГЭ по школе выше районных показателей. Рост призовых мест в научно-практических конференциях, олимпиадах, НОУ (школьных, региональных, областных) Поступление в ВУЗы по специальности «биология» (15 человек - за последние 3 года) Результаты психолого-педагогического мониторинга Для внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо:  1.       Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения. 2.       Изменение отношения учителя к учащимся. Учитель должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности. 3.       Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. 4.       Повышение профессионального уровня учителя: прошла курсы ИКТ и в совершенстве владею методикой проведения таких уроков в соответствии с САНПиН, выступление на педсовете и городских семинарах (обобщение опыта)в 2010 г. по здоровьесберегающим технологиям на форуме городских школ здоровья, владею методикой экспериментальной работы, мониторинговой деятельности. И если детей люблю я, и в детях – моё отраженье,В долгу я у них не буду,ведь я им дала ученье. Литература Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М: ВАКО, 2004.- 152с.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М: ВАКО, 2004.- 296с.Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе/ Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009.- 36с. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ под.ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина.- М, 2002Педагогика и психология здоровья/под.ред. Н.К.Смирнова.- М:АПКиПРО, 2003Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998 Пирогова Н.И, Старикова О.А, Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии// Материалы курсов повышения квалификации.- М: Первое сентября.- 2007Сонин Н.И., Сапин М.Р. Программа к учебнику «Биология 8 класс. Человек» М: Дрофа, 2005, 2206,2007. Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье//Человек, Культура. Здоровье.- М: Генезис, 1997Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений/ сост. О.В. Нестерова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 164с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М, 1999Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М: АРКТИ, 2003.- 272с.