«ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ»


Доклад на ГМО учителей начальных классов на тему:
«ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ»
Основным контингентом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида являются дети с нарушением интеллекта, которые характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно познавательных процессов. 
Умственная отсталость – это качественное стойкое изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы на разных этапах развития
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и речи)
Дети с ОВЗ способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс
Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, логопедические проблемы, неразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, низкий уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия. 
Обучение должно быть направлено не только на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности и повышение общего развития
Современные требования к обучению, воспитанию и развитию детей выдвигают задачу создания оптимальных условий для коррекционно - развивающей работы с использованием различного рода технологий, развивающих упражнений и дидактических игр
 
Исходным принципом психолого-педагогической помощи детям является единство диагностики и коррекции развития. Учитель должен уметь не только с помощью доступных ему методов определить индивидуально-психологические особенности ребенка и его «зону ближайшего развития» (потенциальные возможности, обучаемость), но и правильно выбрать и применить коррекционные средства, способствующие психическому развитию. Организация процесса коррекционной работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии мышления, начинается с изучения контингента учащихся класса по имеющимся документам и исследования уровня сформированности основных мыслительных операций.Наибольшую сложность для детей с проблемами в развитии представляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), поэтому их коррекции уделяется особое внимание.

Для диагностики используется
- Изучение контингента учащихся класса по имеющимся документам и наблюдениям
- Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 6-7 лет (по Стребелевой Е.А.)
- Уровни сформированности основных линий развития ( для детей 1 класса).
- Диагностика различных видов дисграфии (2-4кл.)
- Педагогическая диагностика (1-4 кл.)
- Рисуночные тесты
Исходя из полученных данных строится коррекционная работа.
Приведу некоторые методы, позволяющие установить главные трудности у учащихся и, в то же время, способствующие их коррекции.

Методики для исследования мышления
1) Исключение необходимых предметов, слов-понятий. ( исключение 4 лишнего) .Ребенку показывают изображения четырех знакомых ему предметов, которые он может легко опознать. Из них только три можно объединить в одну общую категорию, четвертый же является лишним, его надо исключить. 
Ребенку предлагаются поочередно карточки с изображением четырех знакомых предметов. Три предмета относятся к одной родовой группе (либо к одежде, либо к еде, либо к животным и т.д.), а один — к другой. Ребенок, произведя анализ, синтез, обобщение, должен установить, какой предмет не подходит к остальным. Варианты этого задания зависят от возраста и уровня развития детей (могут быть наборы предметов с выраженными различиями, а могут с очень «тонкими» признаками отличия). Более сложным заданием является исключение неподходящих слов-понятий. Аналитико-синтетическая работа без опоры на наглядные признаки требует более высокого уровня умственного развития.
Например: хлеб, сыр, сахар, нож; свекла, шляпа, огурец, лук;машина, самолет, книга, сани и т.д.



2) Установление родовой группы (назови одним словом).   
  «Классификация понятий»
Здесь выявляется уровень развития обобщающего мышления ребенка, его умение выявлять существенные признаки предметов, устанавливать родовидовые отношения между ними, а не только использовать конкретно-ситуативные связи между предметами или наглядные признаки их сходства;

Книга, тетрадь, ручка, карандаш - …Береза, тополь, дуб, липа - …
Ворона, воробей, голубь, попугай — … и т.д.
3) Выделение существенных признаков.
В этом задании от ребенка требуется без опоры на наглядные признаки найти два самых главных слова, которые характеризуют стоящее перед скобками слово-понятие.

Сад (растения, садовник, собака, земля, забор).Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) и т.д.
4) Методика "Сравнение понятий» Ученику предлагают для сравнения пары слов и просят сказать, чем онипохожи и чем отличаются.Например:Корова — лошадь. Кукла - девочкаОзеро — река. Самолет - птичкаУтро — вечер.Дуб — ель и т.д.
5) Установление причинно-следственных зависимостей.


Предлагаются 3-4 сюжетных картинки, которые надо разложить по — порядку.Ребенок должен проанализировать содержание каждой картинки и установить последовательность событий. Составить рассказ и озаглавить его.
Найти значения не вычисляя  17 + 54 = 71                              90 – 35 = 55
      27 + 54 =                                   88 – 35 =
      37 + 54 =                                   86 – 35 =
      27 + 64 =                                   76 – 35 =
6) Установление аналогий. Предлагается несколько подобных приведенным наборам слов-понятий, в которых надо установить аналогичные соотношения, выбрав подходящее слово из скобок.
Летом — загорают, зимой… (купаются, катаются на лыжах, танцуют).
В школе — учатся, в больнице … (читают, сидят, лечатся).
На самолете — летают, на машине … (едут, сидят, разговаривают).
7) Понимание загадок, переносного смысла пословиц, поговорок.
а) Предлагаются загадки. В качестве помощи раскладывают 3-5 картинок, одна из которых является отгадкой. Например:
Идет пароход взад и вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Картинки с изображением парохода, утюга, флага на мачте).
б) Перед ребенком кладут табличку с написанной пословицей, а в стороне кладут две другие таблички, на которых написаны фразы, одна из них рассказывает смысл пословицы. Фразы читают ребенку и просят выбрать ту, которая подходит к пословице.
Например:Не в свои сани не садись.— Не зная дела, не берись за него. — Летом ездят на телеге, а зимой на санях.
в) Объяснение переносного смысла образных выражений:
Золотые руки, светлая голова, горячее сердце и т.д.
8) Понимание литературных текстов .
Предлагаются три варианта текстов:
простые описательные, которые ребенок должен лишь логично, последовательно пересказать;
сложные тексты, которые ребенок должен понять и сделать самостоятельно вывод;
тексты конфликтного содержания, требующие от ребенка наиболее высокого уровня обобщения.
Например: «Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка видит, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит: «Мама, дай я выпью лекарство за тебя!» В данном рассказе («Лекарство») ребенок должен соотнести положительные мотивы поступка Тани с неправильным решением ситуации. 
Вариант сложного текста «Белочка и зайчик»:
«Летом подружились белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик — морковку и капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик — под елку. Раз выглянула белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнают друг друга».
Вопросы:— Почему они не узнали друг друга?— Почему они летом узнают друг друга?
Выводы.
1. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.
2. Имеющиеся особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития.
3. Учитывая особенности мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью развитие логического мышления становится возможным при использовании коррекционно - развивающих упражнений и дидактических игр.
4. Изучение программного материала должно быть направлено не только на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности и повышение общего развития обучающихся коррекционной школы.
5. Включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание
Современные требования к обучению, воспитанию и развитию детей выдвигают на первый план в качестве центральной задачу создания оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы с использованием различного рода технологий, развивающих упражнений и дидактических игр
Использованная литература:1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «ОСЬ-89», 20002.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М: «Школа-Пресс», 19943.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М: «ВЛАДОС», 20014.Перова М.Н.Методика преподавания математики в коррекционной школе. М., «ВЛАДОС», 20015.Рубинштейн С.Я.Психология умственно отсталого школьника М., «Просвещение», 19866.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: «ВЛАДОС», 20017.Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2004