Конспект урока математики на тему Подготовка к решению задач в два действия


Открытый урок математики в 1 классе
Тема: «Решение задач»
Цели урока:
1. Обучающая:
обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения изученных задач;
продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
закрепить навыки счета.
2. Развивающая:
способствовать развитию творческого и логического мышления;
развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать.
3. Воспитывающая:
воспитывать аккуратность;
бережное отношение к учебным принадлежностям;
взаимовыручку учащихся и чувство ответственности.
Планируемые результаты (предметные): знать составные элементы задачи (условие, вопрос, решение, ответ); уметь решать и анализировать задачи изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату, отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы - задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные: имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Форма урока: ролевая игра.
Методы обучения: работа в парах, работа со схемами, составление задач, творческие задания.
Оборудование: проектор, карточки с примерами для устного счета, разноцветные карточки с числами, опорные схемы задач, лист «Мои достижения» по количеству учащихся, для клада шоколадные медальки.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайд № 2
- Доброе утро, ребята. Сейчас я прочту для вас отрывок из басни Ивана Крылова «Лебедь, рак и щука». А вы внимательно его послушайте и приготовьтесь отвечать на вопросы.
«Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе все в него впряглись.» (пауза)
- Сколько рыб впряглось в воз? (1)
Слайд № 3
«Повозка кажется легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду»
- Как думаете, стронулся ли воз с места? Почему нет?
- А как мы с вами будем работать на уроке? (Дружно, слаженно)
Щелчок, слайд № 3
Девиз урока: «Я умею, я могу
А еще и помогу!»
Слайд № 4
- Я желаю, чтобы урок прошел с пользой, и вы узнали что-то новое. И помните: тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать. Как понимаете эти слова? Будьте активными и вперед к новым знаниям.
(выключить экран)
II. Математическая разминка.
- Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математике на поиски клада. Чтобы добыть этот клад, необходимо преодолеть препятствия, которые встретятся на пути.
- Любое путешествие начинается с отметки в бортовом журнале даты отбытия. В ваших бортовых журналах (тетрадях) число уже записано. Напомните, пожалуйста, какое сегодня число? (31 марта)
- Дайте характеристику числа. (Число двузначное, нечетное, т.к. заканчивается 1, в нем 3 десятка и 1 свободная единица, всего 31 единица, его соседи: числа 30, 32.)
- Только на чем же мы отправимся в путь?
1) Графический диктант.
205613069913500- Внимание. Внимание. В ваши тетради просит посадку сверхзвуковой самолет. Разрешим посадку? Тогда нужно выполнить графический диктант.

Правило посадки при письме:
- Руки? (на месте)
- Ноги? (вместе)
- Локти? (у края)
- Спина? (прямая)
- Будьте внимательны. Начинаем с точки-указателя.
Слайд № 5
- Посмотрите на экран (на экране рисунок самолета), проверьте правильность выполнения работы.
Слайд № 6
Если вы точно справились с работой, в листе «Мои достижения» раскрасьте нижний кирпичик (под цифрой 1) на вашей пирамиде цветом, который сейчас видите на экране. Если допустили ошибки – не раскрашивайте. Молодцы!
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
5.

4.
3.

2.

1.

2) Каллиграфическая минутка.
Слайд № 7,8
– Ну что, в путь? Начинаем отсчет времени. Девочки считают десятками в прямом порядке. А теперь мальчики – десятками в обратном порядке.
(выключить экран)
- Ребята, мы с вами в Великой стране Математике. Посмотрите вокруг. Найдите карточку с числом, которое я произнесу, и прикрепите ее на доску.
(На стенах класса расположены карточки с числами.)
Найдите число, которое получается при сложении 5 и 5. (10)
Найдите число, которое состоит из одного десятка и 4 единиц. (14)
Найдите число, следующее за числом 11. (12)
Найдите число, которое на 2 единицы меньше 20. (18)
Найдите число, предшествующее числу 17. (16)
Найдите число, в котором 2 десятка. (20)
- Вы видите числовой ряд (10, 14, 12, 18, 16, 20)
- Что общего у этих чисел? (Все числа двузначные, четные)
- Почему числа называются двузначные?
- Почему называются чётные?
- Назовите самое маленькое (большое) двузначное число.
- Сколько клеток нужно для записи числа?
- Запишите эти числа в свои бортовые журналы в порядке возрастания. (Слайд № 9)
- Проверим. (Дети зачитывают то, что записали.)
- Встаньте те, кто выполнил задание без ошибок. Поаплодируем этим ребятам. Молодцы.
- Что означает каждая цифра в записи числа?
- Что означает «дцать» в названии чисел?
- Подчеркните цифру, которая обозначает количество единиц одной чертой, а десятков - двумя.
Самооценка каллиграфии цифр – обведите в овал ту цифру, которая получилась красивее, лучше всех. Подчеркните ту, которая, по вашему мнению, не получилась.
Слайд № 10
4.
5.
- В листе «Мои достижения» раскрасьте следующий кирпичик на вашей пирамиде цветом, который сейчас видите на экране – если вы активно трудились и давали правильные ответы на данном этапе нашего путешествия. Если допустили ошибки – не раскрашивайте. МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
3.

1.
2.

III. Введение в тему урока.
Слайд № 11
Препятствие №1 «Заколдованная дверь».
- На нашем пути первое препятствие – заколдованная дверь. Чтобы открыть эту дверь, вы должны выполнить задания – решить примеры, записав ответы в нужном порядке и получить нужное слово. Работать вы будете в парах. (У каждой пары – своя карточка.)
(выключить экран)
1. Работа в парах. (Учащиеся решают примеры, составляют слово.)
1 пара
11 12 13 14 15 16 17
             
 
Е 15+2= Л 18-5= У 19-8=
С 16-4= И 13+3=   В 11+4= О 17-3=   2 пара
19 14 16 17 12 18
           
В 17+2= С 15+3=
П 18-2= О 15-3=
О 19-5= Р13+4=
3 пара
16 14 12 13 17 18 19
             
Е 15+4= Е 19-5= Е 17-4=
И 16+2= Р18-2=    
Н 13+4= Ш16-4=    
(В результате получаются слова: УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ. Карточки с ответами вывешиваются на доску.)- Ребята, посмотрите на карточки. Что можете сказать? Что означают получившиеся слова? (Компоненты задачи.)
- А все ли компоненты имеются? (Нет, не хватает одного.)
- А какого компонента не хватает? (ОТВЕТ.)
- Давайте добавим: ОТВЕТ.
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Решение задач.)
- А что такое задача? (Задача – это краткий математический рассказ с вопросом.)
- Что есть в задаче? (Данные числа, которые известны по условию и искомое, которое необходимо найти.)
- Зачем надо уметь решать задачи? Где в жизни нам может пригодиться умение решать задачи? (В магазине, чтобы посчитать деньги, на улице и т.д.)
Слайд № 12
- Вы преодолели препятствие. Сделайте в листе «Мои достижения» следующую отметку - раскрасьте следующий кирпичик на вашей пирамиде цветом, который сейчас видите на экране – если вы активно трудились и давали правильные ответы на данном этапе нашего путешествия. Если допустили ошибки – не раскрашивайте.
Препятствие №2 «Густой лес».
Слайд № 13
- Посмотрите, ребята, заколдованная дверь открылась. Перед нами дорога в густой, дремучий лес. Он полон таинств и чудес.
Он вперёд не пропускает,
Испытание нам предлагает.
- Чтобы пройти сквозь густой лес, необходимо справиться с задачами-ловушками.
IV. Работа над задачами. Решение задач разных видов.
1. Решение задач с неправильными данными. «Задачи-ловушки»
- Ребята, в этом задании вам нужно исправить ошибки и решить задачу.
Слайд № 14
Тексты задач:
1. Таня раскрасила 6 картинок, а Оля – 4 картинки. Сколько картинок раскрасила Таня? (На сколько картинок меньше раскрасила Оля? 6-4=2. На 2 картинки меньше раскрасила Оля, чем Таня.)
2. На сосне росло 17 бананов. 7 из них созрели и упали. Сколько бананов осталось на сосне? (На сосне бананы не растут. Или: на пальме росло 17 бананов. 7 упали. Осталось 10 бананов.)
3. У Миши 8 мячей, а у Коли 2 мяча. Зачем им столько мячей? (Сколько всего мячей у мальчиков? 8+2=10 мячей. Или: на сколько мячей меньше у Коли, чем у Миши? 8-2=6)
Физкультминутка (под музыку)
Слайд № 15-20
Хорошо гулять в лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Ёлочка к нам тянет ручки,
Солнце вышло из-за тучки.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Погуляли мы, ребята.
А теперь пора за парты.
(выключить экран)
- Давайте присядем и немного поговорим.
2. Составление задач по схеме. Работа в парах.
На доске схемы задач:
1) I -
?
II -

2) Было -
-
Осталось - ?
3) I -
II - ?, на > , чем
4) I -

II - ?, на < , чем

5) I -
II - на ? > ( < )
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Схемы задач.)
- Назовите схемы задач, которые решаются действием сложения. (1-я и 3-я.) Почему?
- Назовите схемы задач, которые решаются действием вычитания. (2, 4, 5.)
Слайд № 21
Препятствие №3 «Избушка Бабы Яги».
- Ребята, на нашем пути новое препятствие:
Ой, избушка на пути
Дальше не даёт пройти.
Но решив здесь все задачи,
Мы продолжим путь свой дальше.
- Баба Яга приготовила для вас задание - самостоятельно составить задачу к схеме и решить ее. Каждая пара будет составлять задачу к своей схеме. Я предлагаю вам составить задачу о куклах и машинках. Работаем парами по рядам. 1 ряд составляет задачу к первой схеме. Ваша задача будет на нахождение суммы. 2 ряд составит задачу к 5-ой схеме, это задача на разностное сравнение. А 3-й ряд составит задачу на увеличение числа на несколько единиц. Ваша схема к задаче №3.
3. Самостоятельная работа в парах.
4. Проверка. Оценивание работы учащимися.
- Давайте проверим, как вы составили задачи по опорным схемам.
(Учащиеся проговаривают задачу, решение и ответ.)
Слайд № 22
- Вот и еще одно препятствие преодолено. Сделайте в листе «Мои достижения» следующую отметку - раскрасьте следующий кирпичик на вашей пирамиде цветом, который сейчас видите на экране – если вы активно трудились и давали правильные ответы на данном этапе нашего путешествия. Если допустили ошибки – не раскрашивайте.
Слайд № 23
- До цели осталось совсем немного. Но на нашем пути появился свирепый и злой волк, который хочет нас запугать и заставить отказаться от поиска клада.
Препятствие №4 «Волк».
- Но я думаю, что и с этим заданием вы справитесь. Волк тоже приготовил для вас задачу.
Слайд № 24
6. Работа с учебником. Фиксирование затруднений. Формулирование проблемы.
- Откройте свои учебники на с. 61. Прочитайте задачу № 2 (1) про себя. (Читают задачу про себя.)
- Прочитайте условие задачи. (Ученик читает условие задачи.)
- Прочитайте вопрос. (Второй ученик читает вопрос.)
- Расскажите, о чем говорится в задаче.
- Что известно про свеклу? Про морковь?
- Что нужно узнать в задаче?
- Чтобы облегчить решение задачи, что мы всегда делаем? (краткая запись, схема)
- Какие ключевые слова можно использовать для этой задачи? (свекла, морковь)
- Подберите схему краткой записи к этой задаче из уже нам известных. (№ 3)
Щелчок, слайд № 24
- Вставим данные из условия задачи в схему.
- Что значит на 3 больше? Как решим задачу?
- Запишите задачу в тетради.
Слайд № 25
- Прочитайте задачу № 2, стр. 61 под цифрой 2.
- Прочитайте ещё раз ответ предыдущей задачи. Какое данное из ответа первой задачи надо поставить в условие второй?- Какую краткую запись составим для новой задачи?
- Как будем решать эту задачу?
Слайд № 26
- Можно сказать, что это препятствие мы тоже преодолели. Злой волк отступил.
- Что необычного было в решении этих задач? (Одна задача связана с другой, будто это цепочка задач.)
Сделайте в листе «Мои достижения» следующую отметку - раскрасьте следующий кирпичик на вашей пирамиде цветом, который сейчас видите на экране – если вы поняли, как решается цепочка задач. Если не поняли – не раскрашивайте.
Слайд № 27
V. Задания на развитие познавательных способностей.
- Клад совсем рядом. Но озорные зайчишки-шалунишки нашли его раньше нас и не хотят его отдавать, пока мы не отгадаем, зовут каждого из них. Для этого послушайте задау.
Три зайчика: Ушастик, Белянчик и Пушистик - соревновались в беге. Подпиши, как зовут каждого из зайчиков, если Пушистик занял не второе и не третье место, а Белянчик не третье.
Слайд № 28
- Встаньте, оцените свою работу жестами. Если вы правильно решили задачу, поднимите руки вверх, если допустили ошибку – наклоните голову вниз, а если вы не смогли решить задачу – закройте лицо руками.
VI. Итоги урок. Рефлексия.
Слайд № 29
- Зайчата шепнули мне, что клад спрятан под необычной ёлочкой. Посмотрите на нее внимательно. Из каких геометрических фигур она состоит. Посчитайте, сколько здесь отрезков? (12)
- Закройте глаза. Теперь откройте. Вот и наш клад. Давайте посмотрим, что в мешочке.
(Развязывают мешочек, показывают шоколадные монетки.)
- Что помогло нам добраться до клада? Какие знания и умения?
- Оцените свою работу на уроке. В этом вам поможет пирамидка «Мои достижения» и ёлочки, которые расположены справа от пирамидки. Если в вашей пирамидке раскрашены все кирпичики, посадите птичку (галочку) на самую верхнюю веточку справа. Если не закрашен один-два кирпичика – на средней веточки, если закрашен один-два кирпичика, на нижнюю веточки справа. Если у вас хорошее настроение, вам понравился урок – посадите птичку на верхнюю веточку слева, если не очень хорошее настроение, где-то что-то вас огорчает – на среднюю веточку, а если вам очень грустно, вы чем-то расстроены – на нижнюю веточку. Свои «Листы достижений» прикрепите на доку.
Слайд № 30
- Спасибо за урок!