Урок по русскому языку и литературе для 6 класса на тему «Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании»

Урок
Тема: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.
Цель: организовать деятельность по повторению и углублению знаний о морфемах и их роли в словообразовании и формообразовании, дать понятие о морфемике; развивать навыки разбора слов по составу, навыки определения морфемы; воздействовать на формирование устойчивого интереса к работе и заинтересованности в результате.

1. Оргмомент.
2.Повторение - разминка. (слайд 2) - работа в группах
Задание 1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква С обозначает звук [с], а в каких - другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать, синий?
= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика)

Задание 2. Слайд 3. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания: Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной - переводный (переводные картинки),  складной - складный.
= Как называется раздел РЯ, в котором изучаются данные процессы? (фонетика и лексика)
3 . Новая тема:
1) мозговой штурм (определение темы урока)
Слайд 4. Убери лишнее слово: морфема, фонема, суффикс, корень, приставка, окончание. Объясни.
Значение какого слова неизвестно? Можете ли дать определение этому слову?
Определите тему урока. Слайд 5. Морфемы, морфемика, части слова.
Ах, какое это счастье –
Слово делится на части!
Может каждый грамотей
Слово сделать из частей.
2) Составьте слово: Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Окончание у слова мама отмечали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

3) Слайд 6: Работа в группах: разберите слова по составу, какой вывод о составе слова можете сделать? можете сделать?
1 группа: солнце, три, выучил. 2-я группа - зеленый, мной, радостно
3. группа- счастье, хорошо, сделал 4. Группа – золотое, себя, весело.

Вывод: все слова имеют корень и основу, но не все – приставки, суффиксы и окончания
Дайте определение известных вам морфем, какова их роль в слове?
4) Повторение схемы разбора слов по составу. Разберите слова по составу: подлить, отдать, льдина.
5)
· Слайд 7. Самостоятельная работа в парах: майский, любитель, колебание, подписка, разыскание, снежинка.
6) Слайд 8. Проверьте себя.
7) Понятие о словообразовании.
= Какова роль морфем в словах? (образуют новые слова и формы слова).
= Слайд 9. Прочитайте слова, образованные от слов ВОДА и ЕХАТЬ. При помощи каких морфем они образовались? Изменилось ли значение этих слов? Изменилась ли часть речи? Как называются слова, записанные справа? Почему слова ВОДА и Ехать возглавляют ряд однокоренных слов?
Водица поехать
Водник доехать
ВОДА водный ЕХАТЬ выехать
Водяной переехать
= Какая морфема не образует новые слова? – ответ дайте письменно - в группе.
= Какова роль окончания в слове? (Слайд 10)
8) Прочитайте текст. (слайд 11). Определите тип речи, основную мысль, тему. (Упр. 276) Выпишите однокоренные слова и формы одного и того же слова, определите формы слова:
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шел, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва, пенилась внизу и крутилась в водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видел водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится. (В.Бианки)
9) ПРОВЕРЬ СЕБЯ (слайд 12): Речка – реку; реку (В.п., ед. число) – на реке (П.п., ед. число).
4. Контроль. Слайд 13: Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление. Найдите лишние слова: всегда, встретить
Слова с приставкой В
Слова с приставкой ВС

Всадник, вселить, вскачь, вскоре, вслед, вставить, встарь, вступление.

вскормить, вскричать, вспахать, вспомнить, встроить,

5. Итог. Узнал, повторил. Дома: П. 18, упр. 280 – письменно, придумать загадку по аналогии