Конспект урока по математике на тему Конкретный смысл умножения и деления (3 класс)


Тема: Конкретный смысл умножения и деления
Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Вставь нужные числа.
1. 7 дм 4 см = □ см. (74.)
2. 5 дм 8 см < □ см. (59, 60, 61 и т. д.)
3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.) 4.47 меньше □ на 53. (100.)
5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я задумала число □. (72.)
6. Из □ вычесть 0 — получится 59. (59.)
7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и П. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.)
8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □ . (17, 18, 19 и т. д.) (Четыре ученика у доски решают уравнения.)
67-х=39 35 + х = 72 х-46 = 46 х + 28 = 73
2. Работа с именованными числами
- Сравните. Поставьте знаки >, < или =.
5 см 5 мм О 50 мм 1 м О 99 см
3 дм 7 см О 3 см 8 дм О 1 м
70 см О 7 дм 4 см 8 мм О 48 см
3. Устный счет
- Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)
— Увеличьте 26 на 34. (60.)
- Уменьшите 30 на 12. (18.)
— Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)
- Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)
- К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.)
— На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)
— Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагаемое? (18.)
- К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.)
- Из 85 вычесть 56. (29.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
- Какие неизвестные компоненты находят сложением?
— Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?
III. Самоопределение к деятельности
- Вычислите.
28 + 26 + 22
35+17 + 13 + 15
3+3+3+3+3
— Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)
— Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)
- Замените. (3 • 5 = 15.)
— Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)
— Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учебника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какое число повторяется, 3 — сколько раз оно повторяется.)
— Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.)
— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел.)
№ 1 (с. 18). (Устное выполнение.)
— Почему во всех примерах сложение можно заменить умножением? (Все слагаемые одинаковые.)
— Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число — какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)
№2 (с. 18).
— Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)
— Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.)
— Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.) (Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказывают свой выбор.)Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак <.
№3(с. 18). (Устное выполнение.)
— Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное.
(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.) (Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.)
V. Физкультминутка
Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присесть.)
Тронет руку, тронет нос. (Показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №4 (с. 18).
— Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)
— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнездах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?)— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов.
— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 8:2 = 4 (г.).
Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.
— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, причем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 8:4 = 2 (п.).
Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.
№6 (с. 18). (Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)VII. Рефлексия
Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 8). (Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое умножение?
— Что показывает первое число в записи умножения? Что показывает второе число?
— Чем был полезен урок для вас?
Домашнее задание
Учебник: № 5 (с. 18).