Конспект урока по русскому языку на тему Значение и употребление имен существительных в речи (4 класс)



Тема Значение и употребление имен существительных в речи.
Педагогическая цель Способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированных слов; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы кто? что? и слово – название предметаТип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения
Личностные результаты Овладевают начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Коммуникативные: в коммуникации строят высказывания, понятные для окружающих.
Основное содержание темы, понятия, термины Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Лексическое значение слов – имен существительных. Предметы и явления окружающего мира.
Образовательные ресурсы Схема «Имя существительное», диск к учебнику «Русский язык , 2 класс»

Ход урока
Этапы урока Содержание Прим.
1.Мотивирование к учебной деятельности Приветствие гостей, учащихся
-Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что нужно под рукой!
-Проверим готовность к уроку
-Записываем число, классная работа 2.Чистописание Красивым, аккуратным почерком выполните задания для чистописания.
рь ль ря ля 3.Словарная работа Послушайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Начинает календарь
Месяц с именем … (Январь)
Последний зимний месяц , жаль
Короткий самый он…(Февраль)
-На какие вопросы отвечают слова?
-Какой частью речи являются?
-От какого слова произошло название термина «имя сущ.»? (Существовать, называть, именовать существующие предметы).
-Мы выяснили, что слова, записанные на доске, являются именами сущ., но разве предметы они обозначают? Что? (Названия зимних месяцев)
Запишите слово «месяцы», выделите орфограмму.
1 у доски с комментарием
Декабрь, январь, февраль –
Декабрь, январь, февраль –месяцы.
4.Постановка учебной задачи -Какой вывод о значениях имен существительных можем сделать? (Имена сущ. обозначают не только предметы.)
-Сформулируйте тему урока. (Что могут обозначать имена сущ.)
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
1)Слова, которые обозначают явления природы. -Продолжим разговор о зиме.
-Хором прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака.
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

-Какие слова имеют значение сильный ветер со снегом, метель, снежная буря?
-Как называются слова близкие по значению? (Синонимы).
-Спишите. Подчеркните слова, обозначающие явления природы.
-Какие слова вы подчеркнули?
-К какой части речи относятся эти слова?
-Сделайте вывод, что еще могут обозначать имена существительные? (Явления природы) Текст упр.77 записан за доской
См.памятка с.140
Фронтальная проверка.
ФизминуткаВидео ф.м. Супер физмин.
2)Слова, которые обозначают качества человека - Во время физминутки вам пригодилась внимательность, ловкость, активность.
-Догадайтесь, от каких прилагательных произошли эти слова?
-Что обозначают прилагательные? (Признаки предметов.)
-В данном случае качества человека.
-Откройте учебники на стр.46 , упр.78 и прочтите, какие качества, черты характера обозначают выделенные слова.
-На какой вопрос отвечают эти слова?
-Как можно увидеть, распознать черты характера человека? (По его поступкам) внимательность
ловкость
активность
С.46 , упр.78
6.Систематизация знаний -Послушайте, какие еще лексические значения могут быть у имен сущ.
Просмотр и прослушивание анимации, приведение своих примеров. Диск
7.Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Предложение. Имена существительные. -7 февраля наша страна отмечает годовщину со дня проведения Олимпиады. На ваших карточках слова, связанные с этим событием, из них нужно составить предложение.
-Проверим, сравним.
-Запишите каждый свое предложение, найдите имена сущ., подпишите.
-Подчеркните основу предложения.
(Если останется время, составляют свои предложения.) Работа в парах, по карточкам.
Проверка по вариантам, сравнение результатов.
8.Рефлексия -Что нового узнали на уроке?
-Какой вид работы понравился больше?
-На какое место себя поставишь после работы на уроке? Пьедестал награждения
9.Домашнее задание С.47, упр.79 Выполнить по образцу последнего задания урока.
Спасибо за урок. В прошлом году в Сочи проводилась олимпиада. Из разных стран приезжали участники. Спортсмены показывали свою силу и ловкость. Интересные состязания проходили на лыжной трассе. Зрители восхищались выступлением фигуристов. Команда России заняла первое место.
Карточка №1

Сочи в проводилась прошлый год в олимпиада
Карточка №2
участники разные страны из приезжали
Карточка №3
сила спортсмены и показывали свою ловкость
Карточка №4
состязания проходили трасса лыжная на интересные
Карточка №5
восхищались выступление зрители фигуристы
Карточка №6
заняла команда место Россия первое
Карточка №4
состязания проходили трасса лыжная на интересные
Карточка №5
восхищались выступление зрители фигуристы
Карточка №6
заняла команда место Россия первое
Карточка №4
состязания проходили трасса лыжная на интересные
Карточка №5
восхищались выступление зрители фигуристы
Карточка №6
заняла команда место Россия первое