Урок литературы на тему Поэтический образ родины. Весна в стихах и лирической прозе М.М. Пришвина


Урок литературы в 5 классе
Тема: Поэтический образ Родины в стихах и лирической прозе М.М. Пришвина.
Цель урока:
-Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму;
-Обучение сопоставлению на уроках литературы.
Словарная работа: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
План урока
1. Работа с текстами А.А.Блока
"На лугу". Выразительное чтение. Беседа:
-Какие приметы весны выделил поэт?
-Вспомните, что такое олицетворение.
-Как этот прием использован в стихотворении?
-Какое настроение передано в стихотворении?
-Какие иллюстрации можно было бы нарисовать к этому стихотворению?
"Ворона". Выразительное чтение. Беседа:
-Что помогает читателю увидеть весну?
-Каким настроением пронизано стихотворение?
-Что общего можно найти в описании весны в двух этих стихотворениях?
2. Работа с текстом стихотворения С.Есенина "Черемуха". Беседа:
-Какие признаки весны отмечает С.Есенин?
-Что общего в весенних картинах и чам отличаются стихотворения А.Блока "На лугу" и "Черемуха" С. Есенина?
-Какие эпитеты использует С. Есенин?
-Какое настроение они придают стихотворению?
-Почему поэты используют олицетворение при описании природы?
-Какое настроение передано в стихотворении?
3. Работа с записями о природе М.Пришвина.
Рассматриваем часть записей "Весна".
Беседа:
-Какие миниатюры вошли в главу "Весна"?
-Какой период весны описан в миниатюре "Голубые тени"?
-С помощью каких слов автор передает свое настроение?
-Какой звук описан в главе "Рождение звука"? Что удивило вас?
Работа над выразительным чтением главы "Неведомому другу".
Беседа:
-Что чувствует автор?
-К кому , по-вашему, он обращается в этой миниатюре?
-Как можно понять заключительный образ текста?
Выразительное чтение двух последних абзацев.
Итоговый вопрос: Пришвин сказал :"Я у себя дома начал встречать небывалое и отмечать каждый день как нового и желанного гостя". Можно ли доказать справедливость этих слов, прочитав миниатюры цикла "Весна"?
4. Сопоставление поэтического и прозаического текстов.
Беседа:
-Чему посвящены те произведения, с которыми мы познакомились?
-Чем еще похожи эти поэтические и прозаические тексты?
-Чем различаются?
5. Итог урока.
-