Рабочая учебная программа ОГСЭ.06 Основы социологии и политологии


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «НТК»)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
___________ М.И. Ждановских
«____» ____________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 «Организация и технология защиты информации», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» июля 2014 года № 805.
Организация – разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».
Разработчик:
Картавенко Оксана Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж», г. Новоуральск.
Рассмотрена
научно-методическим советом ГАПОУ СО «НТК»
Протокол № ____ от «___» ___________ 20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
II. Структура и содержание учебной дисциплины 6
III. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 11
IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
I ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 06 «Основы социологии и политологии» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 «Организация и технология защиты информации» (базовая подготовка).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» относится к вариативной учебной дисциплине общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Учебная дисциплина ставит своей целью дать студентам знания основ социологической и политологической науки, способствовать тем самым подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, научить их системному видению, пониманию самоорганизующейся природы, взаимозависимости социальных отношений и процессов, формировать активную жизненную и гражданскую позицию.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
– иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
– иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
– иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
– иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 – анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У2 – различать в источниках информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У3 – устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
У4 – представлять результаты изучения основ социологии и политологии в формах конспекта, реферата, рецензии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1 – общество как социокультурную систему;
З2 – социальные процессы, социальные институты и организации;
З3 – личность, ее социальные роли и социальное поведение;
З4 – социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения;
З5 – политическую власть и властные отношения;
З6 – политическую систему;
З7 – социально-экономические процессы в России.
Использование при реализации учебной программы данной дисциплины методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий должно способствовать овладению обучающимися знаниями, умениями и формированию общих компетенций (в соответствии с ФГОС СПО), включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
II СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 48
в том числе: практические занятия 16
Самостоятельная работа обучающегося 32
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Основы социологии и политологии».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Введение Предмет социологии и политологии 2 2
Раздел 1. Методы исследования. 14ч./10ч Тема 1.1
Методы социологического исследования. Содержание учебного материала. 4 Сбор эмпирической информации. Анкетный опрос. Респондент. Опросы на входе. Опросы на выходе. Выборщики. Электорат. Перепись. Ошибка репрезентативности. Интревью. 2
Самостоятельная работа.
Составить анкету социологического опроса «Актуальность профессионального образования в России».
Составить таблицу «Сходство и различие избирательной системы России и США». 4 Тема 1.2
История социологии и политологии Содержание учебного материала. 4 2
Античные мыслители об обществе; социология эпохи Возрождения. Современная западная социология и политология; геополитика. Тема 1.3
Практическое занятие «Иерархия уровней социологического значения» Практическое занятие.
Построение пирамиды «Иерархия уровней социологического значения».
Составление внутри дисциплинарной матрицы социологии по методу «дерева». 4 2,3
Самостоятельная работа.
Подготовить письменныеответы на вопросы:
а). В чем проявился гуманизм эпохи Возрождения?
б). Каковы основные проблемы социологии Нового времени?
Подготовить эссе по одной из тем:
а) Проблема подлинности человеческого существования в экзистенциализме (Камю «Человек бунтующий», Сартр «Бодлер», Кьеркегор «Афоризмы, эстетика»)
б) Специфика понимания человеческой личности в трудах К. Маркса 4 Тема 1.4
Этапы становления социологии и политологии в России Содержание учебного материала. 2 2
Русское общество в XIXвеке: специфика и исторические этапы в развитии философской мысли в России; самобытность русской социальной жизни: религиозность, символизм, историчность ; славянофилы и западники о путях развития России; материалистическое направление в русской идеи: Н.Чернышевский, А. Герцен.
1 2 3 4
Самостоятельная работа.
Работа с первоисточником. Подготовить сообщения (тезисы) по тематике: «Специфика рассмотрения смысла человеческого существования в русской социальной жизни 19-20 вв. (Соловьев «Оправдание добра», Бердяев « Философия свободного духа»). 2 Раздел 2. Общество и государство. 14ч/6ч Тема 2.1
Гражданское общество и правовое государство. Содержание учебного материала. 2 2
Понятие гражданского общества. Категории общества Понятие государства. Признаки и функции государства Формы правления. Формы государственного устройства. 2 Тема 2.2
Нация и межнациональный конфликт. Гражданство. Содержание учебного материала. 2 2
Нация. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты. Гражданство Избирательное право. Диссиденты. 4 Самостоятельная работа.
Подготовить письменные ответы на вопросы:
а) Происхождение государства: теории и гипотезы возникновения
б) Национальные конфликты и пути их разрешения 2 Тема 2.3
Формы правления государством. Содержание учебного материала. 2 2
Монархия, республика как формы правления государством. Политический режим: тоталитаризм, авторитаризм, демократия Тема 2.4
Практическое занятие «Проблема человека в современном государстве». Практическое занятие.
Семинар «Проблема человека в современном государстве». 2 2,3
Самостоятельная работа 1.Подготовить устные сообщения по вопросам:
а) Природа и сущность человека
б) Социальная природа конфликта
в) Идеалистическое представление о человеке
г) Свобода и рабство в политическом и социальном смыслах жизни 4 Раздел 3. Субъекты социально-политической жизни. 16ч/8ч Тема 3.1
Личность. Группа. Общность. Содержание учебного материала. 2 2
Индивид, человек, личность; понятие общности; понятие группы; народность, нация Номинальные группы: реальные группы; агрегаты; малая группа; закон межличностных отношений; социальная организация; толпа, публика 2
1 2 3 4
Самостоятельная работа.
Подготовить письменные ответы на вопросы:
а) «Типология организованных общественных групп»
б) «Антрепренерская система отбора в элиту» 2 Тема 3.2
Политические группы и общности Содержание учебного материала 2 2
Теория политических классов Г.Дорсо; лобби, лоббизм.. Элита: системы отбора в элиту, система гильдии; номенклатурная система рекрутирования. 2 Самостоятельная работа.
1. Классифицировать сословную принадлежность населения России в 20 веке
2. Составить таблицу «Сословия в истории России ((по векам)». 2 Тема 3.3
Российская олигархия. Содержание учебного материала. 2 2
Понятие олигархии, исторические корни олигархии. Правящий класс; номенклатура. 2 Самостоятельная работа.
Подготовить письменные ответы на вопросы:
а) Теория Оруэлла Джорджа о существовании господствующего класса при социализме
б) Провести историческую аналогию между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного» периода. 2 Тема 3.4
Политические партии Содержание учебного материала. 4 2
Партия, функции партии, признаки партии; политическая программа партии. Политические партии России. Самостоятельная работа.
1.Подготовить устные сообщения по вопросам:
а) Политическая философия как ядро партии
б) Истоки либерализма в концепциях Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье 2 Раздел 4. Социальная стратификация. 18ч/8ч 2
Тема 4.1
Социальные статусы Содержание учебного материала. 2 Статусный набор, виды статусов. Элементы статуса. Понятие социальной роли. Содержание роли. 2 Самостоятельная работа.
Подготовить устный ответ на вопросы: а) статусный набор, виды статусов; элементы статуса: статусные права, статусный диапазон; б) понятие социальной роли; в) содержание роли: ролевые ожидания, социальное действие, социальные нормы, формы выражения роли 2
1 2 3 4
Тема 4.2
Ролевой набор, конфликт и ролевые дисфункции. Содержание учебного материала. 2 2
Ролевой набор: ролевой набор в семье. Ролевой конфликт и ролевые дисфункции;ролевая динамика: ролевое напряжение, изменение ролевого набора, роли в жизненном цикле семьи, историческая смена ролей. Практическое занятие.
Ролевые игры-ситуации «Становление молодой семьи», «Межличностный конфликт на бытовой, социальной, политической основе» и др. 6 2,3
Самостоятельная работа.
Подготовить устный ответ на вопросы: а) роль семьи в современном российском обществе;
б) ролевой конфликт и ролевые дисфункции 2 Тема 4.3
Социальная стратификация. Содержание учебного материала. 2 2
Слагаемые стратификации. Исторические типы стратификации. Классовая система; стратификация российского общества; от сословий к классам; бесклассовое общество; новый класс Практическое занятие.
«Вертикальная структура общества через избирательное право». 4 Самостоятельная работа
1.Подготовить эссе по вопросам:
а) Возможно ли современное общество без социального расслоения?
б) Варианты индивидуальной мобильности. 4 Дифференцированный зачет 2 часа. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
III УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочных мест по количеству обучающихся;
– доска классная;
– рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– телевизор, DVD-плеер;
– интерактивная доска( по возможности).
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для СПО. – М.: Издат. центр «Академия», 2007.
2. А. И. Кравченко. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ССУЗов – М., 2008.
3. Конституция Российской Федерации- М., 2011
Дополнительные источники:
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология- М., 2009.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение –М., 2009.
3. Социология: Краткий тематический словарь/ под общ. ред. Ю. Г. Волкова – Ростов н/ Д, 2009.
4. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения// Политические исследования – М.: 2010.
5. Дмитриев А.В. Конфликтология – М., 2009
6. Парсонс Т. О понятии «политическая власть»// Антология мировой политической мысли – М.: 2009
Интернет – ресурсы:
https://e.lanbook.com электронно-библиотечная система Лань.
http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
IV Контроль и оценка результатов
освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
У1 – анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У2 – различать в источниках информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
У3 – устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
У4 – представлять результаты изучения основ социологии и политологии в формах конспекта, реферата, рецензии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1 – общество как социокультурную систему;
З2 – социальные процессы, социальные институты и организации;
З3 – личность, ее социальные роли и социальное поведение;
З4 – социальные движения, социальные конфликты и способы их разрешения;
З5 – политическую власть и властные отношения;
З6 – политическую систему;
З7 – социально-экономические процессы в России. Объяснение смысла основных категорий и понятий социологии и политологии.
Понимание роли социологии и политологи в жизни человека и общества.
Решение задач в соответствии с алгоритмом решения ситуационных задач.
Анализ полученных результатов.
Выявление причинно-следственных связей и явлений.