«Педагогическое сопровождение помогает обрести смысл учебной деятельности младшим школьникам»


Сообщение на тему: «Педагогическое сопровождение помогает обрести смысл учебной деятельности младших школьников»
Подготовила. Учитель начальных классов Труфякова О.А.
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. 
Одной из тактик педагогической деятельности является педагогическое сопровождение.
Термин «педагогическое сопровождение» все чаще употребляется в последних исследованиях по педагогике. Анализ трактовки педагогического сопровождения разными исследователями позволяет установить существование разных, порой взаимоисключающих, представлений о данном феномене и его характеристиках.
Обращает, прежде всего, на себя внимание трактовка педагогического сопровождения либо как предельно широкого, либо как предельно локализованного образовательного явления.
Наиболее полное обсуждение сущности и содержания педагогического сопровождения предпринято Е.А. Александровой. Прежде всего, отмечается необходимость организации педагогического сопровождения, основанного на парадигме гуманного личностно ориентированного образования. Педагогическое сопровождение, с точки зрения Е.А. Александровой, – это педагогическая деятельность, суть которой заключается... в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и / или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии. Наряду с воспитывающей, обучающей и поддерживающей функциями работы педагога существует еще и сопровождающая функция, которая, следовательно, по сравнению с обучением и воспитанием имеет собственную область осуществления. Основные направления педагогического сопровождения следующие: аналитико-проектирующее, консультирующее, координирующее, организационное.
К способам педагогического сопровождения исследователь относит следующее:
1. Создание педагогических ситуаций самоопределения.
2. Определение с выпускниками начальной школы критериев, вариантов и последствий свободного ответственного выбора стратегий учения.
3. Совместное с учащимися построение последовательности образовательной деятельности в начальных классах.
4. Рефлексивное взаимодействие педагогов и учащихся по поводу продуктов образовательной деятельности.
5. Создание и культивирование атмосферы открытости, толерантности и уважения к иной позиции.
 
           В исследованиях по психологии обосновывается необходимость сопровождения учеников в образовательном процессе. Оно необходимо потому, что учащиеся в начальной школе в силу недостаточной компетентности и опыта деятельности часто не в состоянии самостоятельно принять адекватное ситуации решение. Сопровождение необходимо и для снятия перегрузок учеников, предупреждения неоправданных, а значит, и неоптимальных затрат ими времени и сил в усвоении содержания образования. Наконец, педагогическое сопровождение позволяет многие неосознаваемые учениками в процессе образования явления актуализировать, помочь осознать их значение и обрести смысл собственной учебной деятельности. Такое назначение педагогического сопровождения в образовательном процессе реализуется для любого его явления. Важно учитывать и своевременность сопровождения, необходимость исправления деформаций восприятия учениками образовательных ситуаций «здесь и теперь». В определенной степени педагогическое сопровождение призвано осуществлять оперативное вмешательство в учебный процесс, предупреждая заблуждения учеников. Именно поэтому интенсивность педагогического сопровождения должна меняться в зависимости от уровня самостоятельности ученика, иногда приобретая «точечный», разовый характер.
          Таким образом, возможности педагогического сопровождения младших школьников зависят от глубины и степени разработанности такого сопровождения. Его первичное существование в виде гуманистического взаимодействия педагога с учениками хотя и позволяет повысить комфортность в образовательном процессе, но не устраняет ситуации дезориентации их в содержании образования. Только специальная разработка второй составляющей педагогического сопровождения – создания моделей ориентировочной основы деятельности – позволяет сделать сопровождение не только психологически комфортным, но и дидактически управляемым.