Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»


Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»  Внеурочная деятельность в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Новаяцельобразования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи,общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологийво все сферы жизни Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Научная основа Идеологическая и методологическаяоснова Концепциядуховно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядросодержания общего образования. Системно-деятельностный подход Стратегия 2020Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт основного общегообразования 1)Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (требования ФГОС )2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (в основе ФГОС, в воспитательной составляющей ФГОС)3) Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской обл. (2012-2016 г.) определяет:систему базовых национальных ценностейсовременный национальный воспитательный идеалцель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности Базовые национальные ценности - патриотизм- социальная солидарность- гражданственность- семья- труд и творчество- наука- традиционные российские религии- искусство и литература- природа- человечество определяют:идеологию содержания образованияосновное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан Россиисодержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:-спортивно-оздоровительное,духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образованияЦель : социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина РоссииЗадачи : формирование у обучающихся:Личностной культурыСоциальной культурыСемейной культуры Основные направления воспитания и социализации обучающихся воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человекавоспитание социальной ответственности и компетентностивоспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознаниявоспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизнивоспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессиивоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ(инвариантные) ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ воспитание гражданина и патриота России формирование здорового и безопасного образа жизни социально-педагогическая поддержка детей и молодежи(Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области (2012-2016 г.)  Игровая деятельность; Познавательная деятельность; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности (знание, опыт и др.). Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата) (развитие личности, формирование его жизненной компетентности и др.). УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – школьник знает и понимает общественную жизньЭто приобретение школьником социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.) Достигается во взаимодействии с педагогом УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – школьник ценит общественную жизньФормирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, социальная солидарность, природа, мир, труд, знания, культура и др.) Это получение школьником опыта переживания и отношений Достигается в дружественной детской среде (коллективе) УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Это получение школьником опыта самостоятельного ценностно- окрашенного социального действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо. 3-й уровень результатов2-й уровень результатов 1-й уровень результатов взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности Для I уровня (основная функция – познавательная): этические беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет-ресурсами, экскурсии и др.Для II уровня (основная функция - формирование личностного отношения): дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры, соревнования, турниры, конкурсы, тренинги, диагностические формы и др. Для III уровня (основная функция - деятельностная): фестивали, концерты, выставки, спектакли, конференции, школы актива, лагерные сборы, акции, слеты, социальный проект и др. Алгоритм составления программы по образовательной (воспитательной) деятельности в ОУ 1. Программа: - название (область применения — вид деятельности)- пояснительная записка- цель- задачи- содержание (№, тема занятия, к-во часов, форма)- краткое описание содержания тем- общий контроль (контрольно-измерительные материалы) 2. Методические рекомендации по организации практики (задания, их суть, как проводить, на что ориентироваться, фактический необходимый материал, тесты необходимые для раскрытия темы и др.)3. Ожидаемые результаты по уровням (1-2-3) и как их замерить (см. выше «общий контроль») (тесты, опросники, вопросы для обсуждения и др., критерии оценки) 4. Приложения (сценарный материал - при необходимости, рекомендации по фильмам, видео, фото, литературный материал и др.) 5. Литература по теме 6. Презентация в дополнение к лекционно-практическому материалу — видеоряд.Все пункты должны быть направлены на раскрытие сущности и организации деятельности по реализации тем, заявленных в программе.