Доклад на тему Активизация позновательной деятельности на уроках математики с применением современных технологий

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики с применением современных технологий

Цель проекта: формирование познавательной деятельности и творческого потенциала посредством современных технологий на уроках математики.

Задачи проекта:
создать среду для формирования познавательной деятельности у обучающихся на уроках математики;
2. развивать основные познавательные процессы обучающихся;
обеспечить формирование положительной мотивации к самообразованию, успешной профессиональной и личной самореализации.

Гипотеза проекта:
эффективность развития активизации познавательной деятельности обучающихся. Это будет способствовать достижению более высокого уровня развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе.
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2016 года – май 2017 года
Участники проекта:
обучающиеся 5-9 классов;
учитель математики.

План реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь 2016 года)
Проведение первоначальной диагностики. Подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования, создание предметно-развивающей среды. Разработка плана занятий с детьми.
II этап – основной (январь 2016 –март 2017 года)
Использование различных приёмов, методик, технологий для формирования коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся во время уроков и внеурочной деятельности.
III этап – заключительный (апрель – май 2017 года)
Проведение итоговой диагностики положительного результата у детей к концу реализации проекта, анализ результатов работы и корректировка отдельных элементов программы (по необходимости), составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой, разработка индивидуального маршрута для отдельно взятых детей.

Методы исследования:
теоретический анализ научно-методической литературы;
учебные планы и программы;
изучение педагогического опыта;
прямое и косвенное наблюдение за деятельностью обучающихся.



Актуальность проблемы.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.
По-прежнему актуален вопрос: как развить у учеников стремление к знаниям? И конкретный ответ – им должно быть интересно.
Интересный урок. Мотивация деятельности.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, говорил французский писатель Анатоль Франс.
Для мотивации к учебной деятельности можно использовать следующий материал:
Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.
Решение задач с использованием метапредметных связей.
Проведение исследовательских, практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.
Математические фокусы, задачи занимательного характера.
Таким образом, этап мотивации деятельности раскрывает значимость изучения данного материала, привлекает внимание учащихся, пробуждает их интерес, желание узнать, понять, применить.

Здоровьесберегающие технологии
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если я назову правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку.

Коллективные формы обучения
Успех групповой работы обучающихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях.

Проблемное обучение
Важным средством активизации мыслительной деятельности обучающихся является “обучение через открытие”, в результате чего ученики испытывают удовольствие от деятельности: “Я сам получил этот результат, сам справился с проблемой, сам вывел закон ”.
Всякий раз при решении той или иной задачи, разрешении проблемы на уроке с удовольствием наблюдаю, как в нашей совместной деятельности (моей и моих учеников) ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как открытие еще не известного.

Использование практической направленности и метапредметных связей
на уроках математики
Математика проникает во все области науки, важна её практическая направленность. Считаю важной для себя задачей не только изучить теоретические вопросы курса математики, но и показать их практическое применение.



Дидактические игры.
Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования.
Особое место занимают творческие и ролевые игры.
В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину, а главная – обучение математике.

Тесты – как одна из форм контроля
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учеников в баллах по единым критериям.
С целью активизации познавательной деятельности практикую самостоятельное составление тестов обучающимися с 7 класса. Они используются при работе в парах, в группах.

Работа с книгой
Одним из методов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики является работа с книгой. Одновременно с достижением целей обучения математики удается решать и метапредметные задачи: выделять главную мысль, делить текст на смысловые части, коротко и точно выражать смысл прочитанного. Эта работа должна быть тщательно спланирована учителем: подобрана наиболее удачная тема для такой работы, подготовлены вопросы к текстам.

Мониторинг – рейтинг по предмету
Современная школа предполагает изменение требований к конечному результату образовательного процесса. Создание системы образовательного мониторинга позволяет получить объективную оценку о состоянии уровня обученности и качества знаний обучающихся.
Одним из видов мониторинга является предметный рейтинг, то есть рейтинг по определённому предмету. Он позволяет наглядно видеть динамику качества знаний обучающихся каждого класса и, при наличии резкого его снижения даёт возможность вовремя проанализировать положение дел.
Программный курс по математике усложняется, очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать сам.

Ожидаемые результаты
использование новых образовательных технологий позволит развить познавательную деятельность обучающихся;
изучение и применение новых эффективных методов и приёмов будет способствовать формированию положительного отношения школьников к учебной деятельности;
личностные качества учителя и повышение мотивации станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к предмету «Математика».
15