Рабочая программа по курсу Теоретические основы творческой деятельности детей


Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»
Утверждена
на заседании Совета __________факультета
«____» _________ 20___ г. протокол №_____
Декан факультета
______________/Р.С.Наговицын подпись инициалы, фамилия
«_____» ________________ 20_____ г.
Рассмотрена
на заседании кафедры ДиНО_____________протокол № 1
Заведующий кафедрой
Н.М.Шкляева подпись инициалы, фамилия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Уровень основной образовательной программы бакалавриатНаправление подготовки 44.03. –Педагогическое образование*
шифр и наименование направления подготовки
Направленность (профиль) Дошкольное образование и Дополнительное образование
наименование направленности (профиля)
Форма обучения очная
Семестр(ы) 1
Программу составили*:Тутолмин А.В., д.п.н.,доц..проф.
фамилия, инициалы, уч. степень, уч. звание, подпись

Рецензент(ы)*_________________________________________________
фамилия, инициалы, подпись
Глазов 2016
Цели и задачи изучения дисциплины
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины:
Цель – формирование целостного представления у студентов о творческой деятельности детей, становления их креативной компетенции, развитие творчески значимых личностных качеств.
Задачи:
1. Обеспечить подготовку студентов-бакалавров к профессионально-творческой деятельности с дошкольниками.
2. Дать студентам-бакалаврам систематизированные знания в области теории и практики креативного развития и саморазвития.
3. Обучить основам методики формирования у дошкольников креативного поведения и творческой деятельности.
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО)
Результаты обучения в соответствии с ФГОС ВО и профессиональным (ми) стандартом(ами)
Конкретизация трудовых функций в рамках изучаемой дисциплины/модуля
1 ПК 7. Способность организовы-вать сотрудничест-во обучающихся, поддерживать их активность, инициатив-ность и самостоятель-ность, развивать творческие способности
Знать
З.1. концепции отечественных и зарубежных психологов о феномене творчества и природе творческого акта;
положения педагогики саморазвития и педагогики творчества;
З.2.ключевые понятия теории интеллектуально-творческого развития личности; принципы диагностики творческих способностей ребёнка; Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса
Обучение.
Трудовые знания
–Реализовывать педагогику сотрудничества, применять креативные методы обучения, воспитания и творческого развития обучающихся при проектировании и осуществлении образовательного процесса.
Уметь
У.1. формулировать собственное видение психологических проблем, связанных с творческой деятельностью;
применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности;
применять профессиональные знания в области творческого процесса в профессиональной деятельности;
У.2.использовать современные инновационные методы и технологии в профессиональной педагогической деятельности;
организовывать и проводить мониторинговые исследования образовательной среды и личностного развития субъектов образовательного процесса; Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса
Обучение.
Трудовые умения
–Проектировать и реализовывать учебно-творческую деятельность обучающихся на основе знания законов творчества, коучинга, сотрудничества.
– Владеть мотивацией к творческому развитию обучающихся, искусством организации учебно-творческой деятельности обучающихся.
– Реальными возможностями использования современных информационно-коммуникативных технологий в учебно-творческой деятельности.
Действовать
Д.1 Выполнять организацию учебно-игровой деятельности, развивающей творческие способности;
Д.2 осуществлять диагностику творческих характеристик личности; способами и приёмами креативных техник и технологий.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса
Обучение.
Трудовые действия
– Планирование и проведение учебных занятий на основе делового сотрудничества.
– Организация творчески развивающей атмосферы в процессе освоения обучающимися образовательных программ.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП.
Особенности реализации дисциплины
Дисциплина реализуется на русском языке.
1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина «Теоретические основы творческой деятельности детей» входит в вариативную часть профильных дисциплин, индекс по учебному плану В.1.3.1.; объем дисциплины 4 зачетных единицы, 144 часа, из которых 54 часов аудиторной нагрузки, 54 часов – самостоятельной работы студентов, 36 часов – экзамен.
Вид учебной работы по семестрам Зачетные единицы⃰ Часы
Общая трудоемкость 4 144
Семестр 1
Трудоемкость 4 144
Аудиторные занятия (всего) 1,5 54
В том числе:
Лекции - 20
Лабораторные работы
Практические занятия 20
КСР 14
Другие виды аудиторной работы Самостоятельная работа (всего) 1,5 54
В том числе:
Работа с учебниками, методическими материалами и ЦОР 10
Словарь научных терминов 8
Составление наглядно-графических материалов 14
Разработка креативного проекта 14
Защита проекта 8
Вид промежуточной аттестации - экзамен 1 36
3. Содержание дисциплины (модуля)
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий)
Разделы и темы дисциплины
Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в академических часах) Формы текущего контроля успеваемости
всегоаудлекцпракт. (сем) КСР СРС Семестр 1 108 54 20 20 14 54 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА 26 13 6 6 1 13 Тема 1. Философия творчества и креативности 8 4 2 2 4 УО
Тема 2. Творческая деятельность: сущность, специфика 8 4 2 2 4 ЗРТ
Тема 3. Роль творческих личностей в развитии общества 10 5 2 2 1 5 ЗРТ
ПКР
Раздел 2. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА 26 13 6 6 1 13 Тема 4. (И) Интуиция 8 4 2 2 4 ЗРТ
Тема 5. Креативность 8 4 2 2 4 ЗРТ
Тема 6. (И) Парадоксальность мышления и воображение 5 3 1 1 1 3 ЗРТ
Тема 7. Импровизация 5 2 1 1 4 Р
Раздел 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 26 13 4 4 5 13 Тема 8. Детская одарённость 10 5 2 2 1 5 КС
Тема 9. (И) Развитие творческих способностей дошкольников 8 4 1 1 2 4 ЗРТ
Тема 10. Закономерности и принципы развития творческого потенциала у дошкольников 8 4 1 1 2 4 ЗРТ
Раздел 4.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 26 13 4 4 5 13 Тема 11. (И) Мастерство креатолога 10 5 2 2 1 5 УО
Тема 12. (И) Игровые технологии: «Поиграем-помечтаем», «Путешествие в страну Вообразилию», ТРИЗ-технология, АРТ-педагогика, Занимательные уроки творчества 16 8 2 2 4 8 КТЗ
Итого по дисциплине 144 54 20 20 14 54 36-экзамен
Замечание. Часть занятий должна быть проведена в интерактивной форме (п. 7.3. ФГОС ВПО) и это должно найти отражение в приведенных выше таблицах (с пометкой символом «И» возле номера темы). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. (п. 7.3. ФГОС ВПО).
Формы текущего контроля успеваемости:
ПКР - письменная контрольная работа
КТЗ - контрольно-тестовое задание
УО - устный опрос
Р- реферат
К- коллоквиум
ЗРТ – выполнение заданий в рабочей тетради
КС – участие в круглом столе
3. Инновационные формы обучения при разных видах занятий (в часах)
Формы. Методы Лекции (час) Практические/ СРС (час) Всего
Метод «круглый стол» 2 2
«Шесть шляп» 2 2
«Мозговой штурм» 2 2
Подготовка презентаций 6 6
Проектный метод 14 14
Дискуссия 4 4
Коллективные тренинги 2 2
Ролевая игра 2 2
Проблемная лекция 4 4
Итого интерактивных занятий(часов / % ) 4 14 20 38ч./ 26%
Методы интерактивного обучения:
КС- круглый стол
КТ – коллективный тренинг
ПЛ – проблемная лекция
ППр – подготовка презентации
ПМ- проектный метод
Д – дискуссия
РИ – ролевая игра
ГрР- групповая работа («6 шляп» и др.)
МШ – мозговой штурм
3.2. Занятия лекционного типа
Раздел 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА. – 6 ч.
Лекция 1. Философия творчества и креативности. Ключевые смыслы категории «творчество». - 2ч.
Лекция 2 Творческая деятельность: сущность, специфика. - 2ч.
Лекция 3. Роль творческих личностей в развитии общества. - 2ч.
Раздел 2. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА– 6ч.
Лекция 4. Интуиция. Креативность, - 2ч.
Лекция 5. Парадоксальность мышления. - 2ч. проблемная лекция
Лекция 6. Воображение. Импровизация- 2ч.
Раздел 3 . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ– 4ч.
Лекция 7. Детская одарённость. Закономерности и принципы развития творческого потенциала у дошкольников - 2ч.
Лекция 8. Развитие творческих способностей дошкольников. .– 2ч.
Раздел 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ – 4ч.
Лекция 9. Мастерство креатолога. -2ч. проблемная лекция
Лекция 10. Игровые технологии: «Поиграем-помечтаем», «Путешествие в страну Вообразилию», ТРИЗ-технология, АРТ-педагогика, Занимательные уроки творчества - 2ч.
3.3. Занятия семинарского (практического) типа
Раздел 1. Методологические основы творчества, креативности, одаренности (6 час.)
Практическое занятие 1.
Тема: Ключевые смыслы категории «творчество» (2 час.)
Творчество как метафизическая сущность человека, а культура как продукт его творческой деятельности (Чтение работы Н.А. Бердяева «Смысл творчества» (введение, гл.1, 2, 4, 5, 6, 14), определение смыслов категории «творчество»).
Проведение дискуссии.
Литература:
Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 2007.
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. – М., 1986.
Бердяева Н.А. «Смысл творчества».- М., 2009
Библер B. C. Мышление как творчество. – М.: Политиздат, 1975.
Практическое занятие 2.
Тема: Специфика творческой деятельности (2 час.)
1.Творческая деятельность: сущность, специфика (Чтение и конспект работы А.Ф. Лосева «Диалектика творческого акта»).
2.Аксиомы творческой деятельности.
Литература:
Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 2007.
Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта. – М., 2010.
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. – М., 1986.
Практическое занятие 3.
Тема: Роль творческих личностей в развитии общества (2 час.)
Проблема ответственности творческой личности (Подготовка презентации и выступления по работе Н. Винера «Творец и робот»).
(Проведение дискуссии.
)
Литература:
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. – М., 1986.
Винер Н. Творец и робот. – М.: Наука, 2015
Раздел 2. Психологические механизмы творчества, креативности, одаренности (10 час.)
Практическое занятие 1.
Тема: Психологические механизмы творческой деятельности (2 час.)
1.Чтение работы Я.А. Пономарёва «Психология творчества»
2.Дискуссия по прочитанному тексту
(«Мозговой штурм»)
Литература:
Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М., 1983.
Понамарев Я. Л. Психология творчества и педагогика. – М. Педагогика, 1976.
Пономарев Я. Л. Психология творчества. – М., 1976.
Практическое занятие 2.
Тема: Творческий процесс: психологические характеристики (2 час.)
Подготовка схемы этапов творческого процесса (по тексту Я.В. Пономарёва «Психология творчества»).
Презентация своей схемы.
Литература:
Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М., 1983.
Понамарев Я. Л. Психология творчества и педагогика. – М. Педагогика, 1976.
Пономарев Я. Л. Психология творчества. – М., 1976.
Практическое занятие 3.
Тема: Творческие способности (2 час.)
1.Чтение работы Д.Б. Богоявленской «Психология творческих способностей».
2. Осмысление прочитанного текста в виде таблицы
(Приём рефлексии «Знаю, хочу узнать, узнал»).
Литература:
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во РТУ, 1983.
.Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М., 1973.
Практическое занятие 4.
Тема: Одарённость как основание креативности (2 час)
1.Основные подходы к феномену одарённости
2.Проявления одарённости
3.Виды одарённости.
Литература:
Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М., 1973.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991.
Практическое занятие 5.
Тема: Модель одаренного ребенка Дж. Рензулли. (2 час.)
1.Специфика детской одарённости.
2. Изучение детской одарённости: исторический аспект.
3.Примеры одарённых детей.
Самостоятельный поиск текстов, представление ответов на вопросы
Ролевая игра (приём «Фишбоун»).
Литература:
Государственная программа «Одарённые дети»: цель, задачи, реализация. М., 1993.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991.
Рензулли Дж. Модель одаренного ребенка. М., 1999.
Раздел 3. Проблема развития творческого потенциала детей (12 час.)
Практическое занятие 1.
Тема: Теория развития творческой личности: сущность принципы (2 час.)
1.Чтение работы Альтшуллера Г. С. «Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач»
2.Составление глоссария по теме
3. Презентация глоссария.
Литература:
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1972.
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач»
Верттеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
Практическое занятие 2.
Тема: Актуальные проблемы развития творческого потенциала (4 час.)
1.Программа развития латерального мышления Э. де Боно.
2.Характеристика метода проблемного обучения М.И. Махмутова.
3.Основные принципы технологии ОТСМ-ТРИЗ А.А. Нестеренко.
4.Технология ТОГИС: краткая характеристика.
(Используется технология «шесть шляп мышления»)
Литература:
Э. де Боно. Программа развития латерального мышления. – М., 2006.
Махмутов. М.И. Проблемное обучение. – М., 2012.
Нестеренко А.А.. Технология ОТСМ-ТРИЗ. – М., 2014.
Технология ТОГИС. - М., 2015.
Практическое занятие 3.
Тема: Мои методические находки в аспекте развития творческого потенциала детей. (2 час.)
1.Подготовка наброска программы развития творческого потенциала обучаемых:
а) разработка методологических основ программы;
б) формулировка целей и задач программы;
в) определение содержания;
г) разработка критериев развития творческих способностей и подбор методик.
2.Презентация программы.
3.Разработка рекомендаций по внедрению программы.
Литература:
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер,2002.
Калмыкова З. И. Продуктивность мышления как основы обучаемости. – М., 1981.
Практическое занятие 4.
Тема: Методики развития творческого потенциала (4 час.)
1.Сбор «портфеля методик» по проблеме развития творческого потенциала.
2.Презентация портфеля методик
Коллективные тренинги
Литература:
Верттеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники // Уч.- метод.пособие к урокам актерского мастерства. – Л.-М.: Искусство, 1967.
3.4. Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрены.
4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
4.1. Авторские лекционные материалы. См. Тутолмин А.В. Теоретические основы творческой деятельности студентов, школьников, детей.: уч-методич. пособие /А.В. Тутолмин. – Глазов:, 2015. https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-teoreticheskie-osnovi-tvorcheskoy-deyatelnosti-detey-shkolnikov-studentov-706026.html
4.2. Хрестоматии и рабочие тетради. См. Тутолмин А.В.. Рабочая тетрадь креатолога /А.В. Тутолмин. – Глазов, 2016.
4.3. Электронные дидактические материалы (обучающие презентации)
4.4. Дополнительные мультимедийные компоненты (видео уроки учителей начальных классов г.Глазова).
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) «Теоретические основы творческой деятельности детей»
Результат ПК-7: - Организовать учебно-творческую деятельность на основе креативной педагогики
Применять активные и интерактивные методы и современные информационные технологии
Первый блок: Удовлетворительный уровень (Тестовые проверочные задания текущего контроля)
1. Творчество – это:
а) создание новых по замыслу культурных, духовных и материальных ценностей;
б) деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью;
в) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка знаний о действительности.
2. Творческая деятельность - это:
а) комплекс мероприятий, приводящих к инновациям;
б) деятельность, направленная на преобразование комплекса личностных свойств субъекта;
в) изобретательство.
3. На эффективность творческого процесса влияют факторы:
а) социальное окружение;
б) экономические стимулы;
в) психологические, социальные, экономические и физические.
4. Наука – это:
а) совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества;
б) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
в) теоретическое отражение действительности.
5. Управление – это:
а) сфера человеческой деятельности, функцией которой является обеспечение стабильной успешной работы хозяйствующего субъекта;
б) улучшение социальной политики фирмы;
в) планирование и прогнозирование деятельности хозяйствующего субъекта.
6. Инновационная деятельность - это:
а) комплекс мероприятий, приводящих к инновациям;
б) деятельность, направленная на преобразование комплекса личностных свойств субъекта;
в) изобретательство.
7. Рационализм – это:
а) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей;
б) процесс логического анализа и синтеза;
в) социальная форма способа производства.
8. Иррациональное – это:
а) то, что нельзя выразить в логических понятиях;
б) единство разума и интуиции;
в) находящееся за пределами разума.
9. Интуиция – это:
а) впечатления, получаемые каждым человеком от окружающей действительности;
б) непосредственное усмотрение истины без обоснования ее с помощью доказательств;
в) результат проявления единства пространства и времени; коллективного бессознательного и коллективного сознания.
Этапы творческого процесса: последовательность и содержание.
1. Системный анализ - это:
а) система методов исследования или проектирования сложных систем;
б) прикладная диалектика;
в) универсальный междисциплинарный метод с использованием формальных, неформальных и эмпирических методов.
2. Основные виды анализа в системном подходе:
а) исторический, структурный, функциональный;
б) частный, общий, комбинированный;
в) внутренний, внешний, обобщенный.
3. Система – это:
а) совокупность элементов, закономерно организованных в пространстве и времени, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство, обладающее свойствами, не сводящимися к сумме свойств, входящих в нее элементов; направленная на достижение определенной цели;
б) множество элементов, понятий, норм с отношениями и связями между ними, образующих некоторую целостность и подчиненных определенному руководящему признаку;
в) любая произвольно или естественно выделенная группа элементов, объединенная по функциональному признаку.
4. Цель – это:
а) заранее мыслимый результат человеческой деятельности;
б) состояние системы, достигнутое путем воздействия на нее;
в) мотив человеческой деятельности.
5. Критерий – это:
а) точка зрения эксперта;
б) правило или норма, по которой отбираются те или иные средства достижения цели.
в) эффективный способ достижения цели.
Приемы исследования проблемной ситуации и постановки задачи.
1. Потребность – это:
а) объект целеполагания творческой деятельности людей;
б) запрос индивидуума или общества на конкретные средства: технические, нормативные, организационные и т. п.;
в) социально-экономический заказ на новые технологии, новые виды продукции, новые системы образования.
2. Способы выявления потребностей:
а) изучение мнений потребителей товаров и услуг;
б) предвидения талантливых ученых, изобретателей, социологов;
в) сбор и анализ информации о развитии данной области знаний.
3. Проблема - это:
а) Несоответствие между общественной потребностью и наличными возможностями (техническими, организационными, экономическими);
б) связь между причиной и порождаемым ею следствием;
в) противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явления.
4. Задача – это:
а) подробное объяснение ситуации;
б) четко поставленный вопрос;
в) продукт анализа проблемы; задача включает в себя цель, ограничительную установку (вид совершенствуемого объекта, область его использования) и элементы проблемной ситуации.
5. Идея – это:
а) результат мыслительной деятельности человека;
б) мыслительный образ – форма отражения в мысли явлений объективной реальности;
в) принцип, концепция решения, выраженная в идеальной форме.
6. Решение задачи – это:
а) система средств, реализующих идею и направленных на удовлетворение потребности;
б) ответ на постановленный вопрос;
в) разрешение противоречия.
7. Компьютерная поддержка творческой деятельности на этапе постановки задачи возможна:
а) в диалоговом режиме;
б) в виде полной автоматизации;
в) не возможна вообще.
Методические средства активизации поиска новых идей и решений.
1. Метод – это:
а) способ решения конкретной задачи, включающий совокупность приемов и операций практического и теоретического характера;
б) теория;
в) элементарное действие.
2. Методика – это:
а) последовательность действий для достижения поставленной цели;
б) совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности;
в) учение об основных принципах решения задач.
3. Методология – это:
а) учение о практическом использовании творческих инструментов;
б) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
в) информационное обеспечение творческого процесса.
4. Теория – это:
а) совокупность концепций, гипотез, законов развития объектов;
б) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности;
в) правила и рекомендации.
5. Классификация методологических средств активизации творческого мышления построена:
а) на представлениях о типологии творческого мышления;
б) с учетом сложности решаемой задачи;
в) в зависимости от этапов творческого процесса.
Эвристические приемы активизации творческого мышления.
1. Ассоциация – это:
а) психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий;
б) абстрактное мышление;
в) отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями.
2. Ассоциации используют в творческом процессе для:
а) получения дополнительной информации об объекте;
б) преодоления стереотипного (привычного) представления об объекте;
в) получения дополнительной информации об объекте, преодоления стереотипности мышления, активизации фантазии и воображения.
3. Все приемы генерирования ассоциаций делят на:
а) две группы;
б) три группы;
в) четыре группы.
4. Приемы аналогий в творческом процессе используют для:
а) выявления тенденций и прогнозирования развития исследуемых систем, средств, потребностей;
б) нахождения подсказок при поиске новых идей и решений;
в) проверки найденного принципа решения задачи.
5. Типовые приемы изменения технических систем помогают:
а) устранить любые технические противоречия;
б) определить патентоспособность технического решения;
в) усовершенствовать известный технический объект, используя опыт, накопленный изобретателями.
6. Техническое противоречие – это:
а) взаимообусловленные улучшения и ухудшения сторон технической системы, которые возникают при изменении параметров ее узлового компонента;
б) негативное воздействие усовершенствованной технической системы на окружающую среду при ее функционировании;
в) улучшение технических характеристик объекта за счет несанкционированного использования технических решений, права на которые принадлежат третьим лицам.
7. Списки контрольных вопросов бывают:
а) общими - для решения общих, научных и технических задач;
б) тематическими - для решения конкретных задач;
в) общими - для тренировки воображения и психологической активизации мышления; тематическими для сбора информации и решения конкретных задач в любой области человеческой деятельности.
II. Второй блок: Базовый уровень (Проверочные задания текущего контроля)
Задание 1
Постройте модель творчества, расположив в ячейках таблицы-схемы её элементы:
Инновационность Вдохновение, Воображение, Импровизация, Мышление, Интуиция, Знания, Умения.
Задание 2
Постройте схему решения творческих задач, упорядочив последовательность операций.
аОценка правильности решения
бРазвёртывание принципа схемы
вРождение новой идеи или принципа
гПросмотр доступной информации
дАнализ потребности или трудности
еУсмотрение потребности или трудности задачи
Задание 3
Импрессинги -– это:
а) чувственно-информационные вспышки под воздействием внешней среды, в результате которых в интеллекте ребёнка остаются запечатления;
б) разные явления: услышанная история, рассказ, ситуация, картина, запрятанная в символах тайна;
в) неожиданые воспоминания, неуловимые, непредсказуемые по срокам, но всегда на долгое время определяющие многие мотивы, когнитивные стратегии обучающегося, его ценностную шкалу.
Эвристические методы поиска новых идей и решений.
1. Метод фокальных объектов разработал:
а) Ф.Кунце и назвал его «метод каталога»;
б) Ч.Вайтинг, который за основу взял «метод каталога» и усовершенствовал его.
в) Г.Буш, который назвал его «метод гирлянд случайностей и ассоциаций»;
2. Автором метода мозгового штурма является:
а) А.Осборн;
б) А. Эйнштейн;
в) Ю. Соболев.
3. Правила проведения этапа генерации идей:
а) хорошее настроение, активность, доброжелательность;
б) внимание, критичность, дисциплинированность;
в) запрет критики, запрет обоснования идей, выдвижение юмористических и фантастических идей, генерирование как можно большего числа идей.
4. Автором метода синектики является:
а) У. Гордон;
б) Р. Бойль;
в) К. Андерсен.
5. Творческие инструменты синектики включают следующие виды аналогий:
а) известная; неизвестная; сказочная; иррациональная.
б) знакомая, воображаемая, интуитивная, незнакомая;
в) личная, прямая, символическая, фантастическая.
6. В качестве «генераторов идей» и «синекторов» выступают люди, имеющие:
а) аналитический склад ума, большой опыт и баланс знаний в области, из которой решается задача;
б) большой опыт и баланс знаний в различных областях человеческой деятельности;
в) развитое воображение и фантазию, гибкое мышление.
Методы морфологического и функционального анализа.
1. Автором метода морфологического анализа является:
а) Г. Галилей;
б) Ф. Цвикки;
в) А. Бутлеров.
2. Основные этапы метода морфологического анализа:
а) формулировка задачи, выбор характеристических параметров (существенных признаков), поиск вариантов выполнения каждого существенного признака, построение морфологической матрицы (ящика), построение всех возможных сочетаний различных вариантов исполнения признаков объекта (моделей, решений), анализ составленных моделей (решений), выбор наилучших решений;
б) формулировка ситуации, анализ ситуации, генерация предложений, выбор оптимального решения;
в) формулировка исходных данных, сбор информации, конструирование морфологического ящика, анализ полученных данных.
3. Количество строк и столбцов морфологической матрицы зависит:
а) от количества характеристических параметров (существенных признаков) объекта;
б) от желания исследователя;
в) от количества существенных признаков объекта и количества найденных вариантов их исполнения.
4. Морфологические матрицы (таблицы) используют для:
а) нахождения новых технических решений;
б) предсказания появления новых открытий и технических объектов;
в) нахождения новых идей, теорий, решений, принципов функционирования, прогнозирования.
5. Метод «матриц открытия»:
а) суть метода заключается в использовании квадратных матриц, в которых ряд характеристик пересекается сам с собой;
б) строят таблицу, в которой пересекаются два ряда однородных или неоднородных характеристик – вертикальный и горизонтальный;
в) строят квадратную и прямоугольную матрицы.
6. В основу метода функционального изобретательства положен:
а) структурный анализ совершенствуемого объекта;
б) функциональный анализ совершенствуемого объекта;
в) анализ задачи.
Комбинированные методы и системы поиска.
1. Метод ФСА включает следующие этапы:
а) проектирование, изготовление, эксплуатация, контроль;
б) подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедрение;
в) согласование, анализ, конструирование, освоение производства.
2. Основными целями проведения ФСА являются:
а) снижение себестоимости продукции;
б) повышение качества продукции;
в) расширение ассортимента продукции и разработка рекламы.
3. Авторами метода ФСА являются:
а) Л. Майлз;
б) Ю. Соболев;
в) Ч. Дарвин.
4. Главной целью творческого этапа ФСА является:
а) нахождение решений, обеспечивающих ликвидацию бесполезных и вредных функций, удешевляющих выполнение основных функций.
б) совершенствование способов реализации полезных функций;
в) сплочение рабочей группы при проведении ФСА.
5. В основе метода АРИЗ (ТРИЗ) лежат следующие понятия:
а) идеальный конечный результат;
б) физическое противоречие;
в) техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие.
Основные принципы организации творческого процесса.
1. На эффективность творческого процесса влияют факторы:
а) социальное окружение;
б) экономические стимулы;
в) психологические, социальные, экономические и физические.
2. Формирование системы управления творческой деятельностью на предприятии должно основываться на:
а) научной организации труда;
б) прибыли предприятия;
в) правильном формировании творческих коллективов, обеспечении их информацией, стимулировании творческой деятельности.
3. Информационное обеспечение творческого коллектива заключается в:
а) создании специальных информационных фондов;
б) использовании удаленных баз данных (БД) в интернете;
в) создании специальных информационных фондов, активизации использования удаленных БД в интернете, организации каналов связи между отдельными членами коллектива, как по горизонтали, так и по вертикали.
Третий блок: Повышенный уровень (Творческие задания к контрольным работам)
Задание 1
Решите методом морфологического анализа задачу конструкторского дизайнерского характера по созданию оригинальной конструкции будильника. Для этого заполните морфологическую матрицу по вышеприведённому примеру.
Можете указать свои варианты формы корпуса и материала циферблата (какие вы считаете наиболее интересными, практичными, эргономичными).
Задание 2
В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?
Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия»
Задание 3
Решите задачу конструкторского дизайнерского характера по созданию ручки для письма. Для этого заполните морфологическую матрицу.
Параметры, по которым будете производить дизайн-анализ конструкции ручки выделите и укажите самостоятельно в 1-м столбце матрицы.
Затем по горизонтали в 1-й строке (вместо букв А – Ж) выделите и укажите всевозможные альтернативные варианты выделенных параметров.
По вашему усмотрению можно выбрать не параметры конструкции, а функции ручки и рассмотреть разные альтернативные варианты.
Произведите поиск оригинального решения методом морфологического анализа.
Задания:
1. Придумайте новые простые и интересные игрушки для детей. 2. Придумайте новые фантастические явления природы. 3. Предложите возможные сюжеты картины по теме “Бесконечность Вселенной”. 4. Обледеневшие провода ЛЭП под действием ветра сильно раскачиваются и могут быть порваны. Как избежать этого? 5. До сих пор нет эффективных решений защиты пальцев рабочих при работе их с молотком. Предложите такие решения. 6. У древних греков была легенда об Аяксе. За прегрешения боги наказали его временным помешательством. Стадо быков и баранов Аякс принял за своих врагов и устроил побоище. Затем помешательство прошло, и Аякс, осознав содеянное, чуть не покончил с собой. Древнегреческий художник Тимомах задумал написать о бешенстве Аякса картину. Но античные каноны запрещали изображать художникам сильные чувства. Считалось, что это обезображивает картину. Как же изобразить помешательство Аякса? 7. В одном районе среднего течения Нила во втором-первом веках до н. э. необходимо было построить в два храма, посвященных - один крокодилоголовому богу Собеку, а другой - сокологоловому богу Хору. Во время планировки местности оказалось, что подходящий рельеф есть только для одного храма. Предпочесть одного бога другому нельзя - последствия могут быть непредсказуемыми. Что же делать? 8. Стрелки, на которых соединяются рельсы часто забиваются снегом и могут не сработать. Какие решения этой проблемы вы можете предложить? 9. Во время тренировок прыгуны в воду могут получить серьезные удары и травмы. Как можно защитить спортсменов от этих повреждений?
1. Предложите конструкцию лыж, на которых можно ездить по кочкам и даже канавам. 2. Скульптор Шадр работал над бюстом молодого писателя М. Горького. Чтобы показать пафос борьбы писателя, его бесстрашие, Шадр выбирает образ Буревестника из горьковской “Песни о буревестнике”. Но как совместить птицу с обыкновенным скульптурным портретом? 3. Почему некоторые яды со временем усиливают свои свойства? 4. В пьесе Б. Шоу “Пигмалион” все действие держится на том, что профессор лингвистики Хиггинс учит простолюдинку ЭлизуДулитл говорить. Режиссер А. Белинский и хореограф Д. Брянцев решили поставить по этой пьесе телевизионный фильм-балет. Но в балете нельзя говорить, то есть теряется вся суть пьесы. Что делать? 5. Предложите способы хранения сильных растворителей, способных растворять практически любые вещества. 6. Гербом Римской империи был орел. Голова его (как считалось в те времена) смотрела на великий Рим. Но вот Римская империя разделилась на две части - Восточную со столицей в Константинополе, и Западную со столицей в Риме. Причем обе столицы были равно великими. Герб, в котором орел смотрит на Рим, перестал соответствовать реальной ситуации. Что делать? 
1. Какие качества характеризуют человека как творческую личность? 2. Составьте описание умений, образующих каждое творческое качество и оцените наличие этих умений у вас. 3. Используя критерии творческой цели, предложите несколько творческих целей в различных областях культуры. Составьте подробный план достижения одной из целей. 4. Что такое нравственность? Как вы думаете, есть ли нравственность у животных? 5. Какие качества характеризуют человека как нравственную личность? 6. Сравните нравственные качества с моральными заповедями Библии. Имеются ли какие-либо связи между ними? 7. Разработайте тесты для определения наличия творческих и нравственных качеств у человека. 8. Как можно объяснить то, что многие люди получив нетворческое образование в школе стали творческими личностями? 9. Сделайте анализ биографий выдающихся творцов - писателей, композиторов, художников, ученых и составьте реферат по качествам творческой личности. Обладали ли эти творцы творческими качествами, указанными в этой главе? 10. Какие исследования необходимо провести для развития учения о творческой личности? 11. Какие взаимосвязи вы можете указать между творческими и нравственными качествами личности? Может их можно объединить?
Критерии оценивания
Уровни Содержательное описание уровня Основные признаки выделения уровня Пятибалльная шкала % освоения
Повышенный Понимание
Включает нижестоящий уровень. Умение самостоятельно, компетентно решать проблемы педагогического характера на основе изученных методов, приемов, технологий. Отлично 91-100
Базовый Знание и его применение в более широких контекстах учебной и профессиональной деятельности. Включает нижестоящий уровень.
Демонстрация умения анализировать, систематизировать прочно усвоенный учебный материал и использовать знания в практической деятельности Хорошо 71-90
Удовлетвори-тельныйПредставление
Воспроизведение вероятностного ответа на тестовое задание Удовлетворительно 51-70
Недостаточный Отсутствие признаков удовлетворительного уровня Неудовлетворительно 50 и менее
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Рекомендуемая основная литература:
Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. 2-е изд., доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.
Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5 (30).
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005.
Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. М.: Академия, 1996. — 346 с.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. М., 1972.
Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. СПб: Питер, 2010.
Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. М.: Академия, 1996.
Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. – М., 1998.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М., 2004.
Доровской А.И., Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.
Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994.
Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. – М., 1993.
Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М., 2002.
Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. – М., 2003.
Дополнительная литература:
Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М., 2004.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей, С-П, 2009. - 137с.
Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2005.
Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возраст / В.В. Давыдов. – М.,1973.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., Просвещение, 2006.
Кислов А. В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. - М.: Речь, 2011.
Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М., 1995.
Ситарова В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с детьми. – М., 1998.
Тутолмин А.В. Педагогическая проницательность в труде учителя. – Глазов, 2001.
Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента [Текст]: монография/ А.В. Тутолмин. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2006.
Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. – М., 1992.
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Электронные ресурсы
https://drive.google.com/file/d/0B6ad_ibxOEarYWhCd0lWd29jSzA/edit?usp=sharing Вагин Ю. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии. - Глава 7. Психология креативной личности. г. Пермь, 2002. С.120 – 137.
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/19ecca5220b6984fc325757600462132 Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч.1). М. 2009. С.3 – 28.
http://pedlib.ru/Books/4/0328/4_0328-1.shtml Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.: Приоритет-МВ, 2006. – 48 с.
Современные педагогические технологии как объективная потребность -http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.htmlФГОС – http://standart.edu.ruУчительская газета – www.ug.ruЖурнал «Начальная школа» - www.openworld/school10. http://school.holm.ru/ Школьный мир. Каталог образовательных ресурсов.
11.http://old.tspu.edu.ru/ Общие основы педагогики.12. http://www.trizminsk.org/ Педагогические проблемы.13. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная педагогика.14. http://portfolio.1september.rи/ Портфолио. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.15. http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html Новые педагогические технологии.16. http://www.sciteclibrary.ru/ Сайт для родителей, любящих своих детей.17. http://www.library.ru/ Виртуальная библиотека.18. http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека.19. http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. http://www.nlr.ru/ Педагогика. Электронный путеводитель по справочным и образовательным ресурсам.20.http://www.edu.ru – Российский федеральный портал.
8. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины (модуля)
Методически целесообразно изучение основ творческой деятельности после изучения методологических основ педагогики и психологии.
Целесообразно планировать изучение дисциплины в следующей последовательности: теоретический материал закрепляется в процессе анализа конкретных примерах педагогического поиска на практических занятиях. Навыки исследовательского дела отрабатываются на практических и закрепляются в самостоятельной работе студентов. «Контроль самостоятельной работы студентов» (КСР) целесообразно отнести на конец семестра.
Преподавание дисциплины должно опираться на:
- положения системно-синергетического подхода в образовании (Ю.П. Сокольников, Н.М. Таланчук);
Важное место в профессиональной подготовке занимает самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа может включать в себя:
1. Самостоятельная работа на лекции.
Студент должен научиться составлять опорные конспекты, при этом использовать цвет для смыслового выделения учебной информации.
К основным аспектам конспектирования относятся:
1. План лекции.
2. Источники информации.
3. Понятийный аппарат.
4. Основные формулы, схемы.
5. Принципы.
6. Методы.
7. Законы и закономерности.
8. Гипотезы. Проблемы.
9. Оценки.
10. Выводы.
Опорный конспект состоит из основных теоретических положений, фактов. В опорном конспекте иллюстрируется, осмысливается самое существенное в лекции, выделяется существенное.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю «Начальное образование», опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачи самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу по организации летнего досуга детей;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие диагностических умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях, при написании курсовой работы по педагогике, для эффективной подготовки к итоговому зачету.
Виды самостоятельной работы
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание рефератов;
подготовка к семинарам, их оформление;
составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
подготовка рецензий на статью, пособие;
выполнение микроисследований;
подготовка практических разработок;
выполнение домашних заданий в виде решения отдельных педагогических ситуаций и задач, и т.д.;
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
текущие консультации;
коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
выполнение курсовой работы по педагогике.
Формы самостоятельной работы студентов по курсу «Теоретические основы творческой деятельности детей» разнообразны. Они включают в себя:
изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов по организации летней досуговой деятельности школьников;
изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку докладов и рефератов, написание курсовой работы по педагогике;
участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Подготовка к практическому занятию.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнения и решение проблемных педагогических задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном выполнении заданий нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотация – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.
План – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.
Тезисы – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспект – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических занятиях.
Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3 - 5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр. Консультации
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении педагогических задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
В соответствии с принятой системой ранжирования уровней подготовки, оценивание квалификационной компетентности студента по дисциплине осуществляется по 5-ти бальной системе следующим образом:
1-й уровень усвоения (репродуктивный) – «удовлетворительно»;
2-й уровень (продуктивный) – «хорошо»;
3-й уровень (творческий) – «отлично»
Формой обучения, призванной непосредственно формировать, воспитывать мыслить самостоятельно, творчески является семинар. В вузовской практике имеют место следующие формы проведения семинаров:
- семинар-конференция, где студенты выступают с докладами, которые обсуждаются под руководством преподавателя. Это самая распространенная форма семинара.
- семинар – дискуссия, проблемный семинар. Он проходит в форме научной дискуссии. Упор делается на инициативу студентов в потоке материала к семинару и активность их в ходе дискуссии. Важно, чтобы источники информации были разнообразными, представляли различные точки зрения на проблему, а дискуссия всегда направлялась преподавателем.
- вопросно-ответная форма используется для обобщения пройденного материала. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преподаватель комментирует. Таким образом, материал актуализируется студентами и контролируется преподавателем;
- развернутая беседа на основе плана. Беседа используется при освоении трудного материала. Здесь инициатива принадлежит преподавателю. В ходе беседы представляется право студентам высказывать собственное мнение, выступать с подготовленными сообщениями, но придерживаться принятого плана.
- обсуждение кинофильмов;
При подготовке к семинару студенту необходимо:
1. Выделение системы «ключевых» слов данной темы в целом и каждого вопроса в отдельности.
2. Мысленно-схематическое моделирование взаимосвязи «ключевых слов».
3. Внимательно проработать конспекты лекций по теме и учебные тексты по вопросам.
4. Представить материал семинара в виде опорного конспекта, тезисов или другой формы письменного изложения.
5. Прочитать дополнительную литературу по теме семинара.
6. выявить неясные вопросы и уточнить дополнительную литературу, по тих раскрытию.
7. Внести необходимые дополнения в тексты подготовки к семинару.
8. Продумать вопросы, которые вы хотели бы уяснить на семинаре.
9. Систематизируйте весь подготовленный материал.
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)
(при необходимости)
10. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Аудиторные занятия по дисциплине «Теоретические основы творческой деятельности детей» проводятся в аудиториях № 210, 213. Аудитории предназначены для проведения лекционных и практических занятий, оборудованы аудио-видео техникой: видеокамера, ноутбук, телевизор ЖК, микросистема, многофункциональное устройство (3 в 1), специальная литература.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудитории № 211 – Кабинет педагогики и методики начального образования, № 215 – Читальный зал библиотеки корпуса 3.
На аудиторных занятиях и в самостоятельной подготовке студентов используются аудио-видео, мультимедийные материалы.
11. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов
Дисциплина
Объем аудит. работыВиды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы количество баллов Поощрения Штрафы Итоговая
форма отчета
лксемКСР Основы творческой деятельности детей / 1/ Профиль «До-школьное образование»/
Тутолмин А.В.
20 20 14 1. Контроль посещаемости лекций
2. Контроль посещаемости семинарских занятий
3. Работа на семинарских занятиях
Контрольные мероприятия
Анализ учебной, научно-педагогической , научно-популярной литературы
2. Разработка педагогического глоссария
3. Контрольная работа.
Компенсационные мероприятия
1. Подготовка методического материала по темам.
2. Написание научной статьи.
3 Электронная презентация темы. 20
20
70
5
5
5
/ 15
5
5
5
/15 + 1 балл за дополнение

+ 5 баллов за подготовку методического материала -1 балл непосещение
акад. часа по
неуважительной
причине- 3 балла неготовность
- 3 балла за
Невыполнение задания
в установленные сроки экзамендопуск к экзамену- 71 б. (60%)
«автомат» -
107 б. (90 %)
ИТОГО 140 б. 60/70
Лист регистрации изменений и дополнений к РПД (фиксируются изменения и дополнения перед началом учебного года,
при необходимости внесения изменений на следующий год –
оформляется новый лист изменений)
№ п.п. Содержание изменения Дата, номер протокола заседания кафедры. Подпись заведующего кафедрой Дата, номер протокола заседания совета факультета. Подпись декана факультета