Программа элективного курса Реальная математика


Пояснительная записка
Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, обусловлен тем, что программа элективного курса « Реальная математика» позволяет познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; предоставляет возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики; реализовать свой интерес к предмету; проверить свои профессиональные устремления. Актуальность программы обусловлена тем, что она может способствовать созданию более сознательных мотивов учения.
Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели.
Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность.
Основная цель элективного курса – подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по математике в форме ГИА.
Выделяются следующие дополнительные цели:
- формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.
- формирование устойчивого интереса к математике и предоставление им возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- выявление и уточнение уровня готовности к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей;
- способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики
- создавать условия для подготовки к экзаменам по математике как по вероятному предмету будущего профилирования;
- предоставить возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.
Задачи:
расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;
формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций и др.);
формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;
развивать мышление;
формировать представления об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности;
готовить к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах;
ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.
Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Программа рассчитана на 34 часа.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, , собеседования.
Ожидаемые результаты: умение всех учащихся решать задачи, обязательные для положительной аттестации за курс основной школы.

Календарно – тематическое планирование
№ Тема Кол – во часов Дата
1 Анализ сведений, заключенных в таблицах, диаграммах, графиках. 2 2 Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 2 3 Стандартный вид числа. 2 4 Работа с формулами. 2 5 Отношения. Пропорции. 2 6 Задачи на проценты. 4 7 Задачи на движение. 4 8 Текстовые задачи. 6 9 Комбинаторика и статистика. 2 10 Задачи на применение признаков подобия треугольников. 3 11 Функциональные зависимости. 3 12 Приближённые вычисления. 2 Список литературы:
Ф. Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова «Математика. Учебно – тренировочные тесты по новому плану ГИА», 2013 г
И. В. Ященко, С. А. Шестаков «Математика. ГИА», 2013 г
Е. А. Бунимович «Математика. ГИА» Москва, Астрель 2013 г
Д. А. Мальцева «Математика. Итоговая аттестация. 2013 г»
Ф. Ф. Лысенко «Подготовка к ГИА – 2012 г2