Урок по географии в 5 классе Хождение за три моря


Технологическая карта урока
Предмет География
Класс 5
УМК Русское слово
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Тема урока Хождение за три моря
Цель урока Организовать совместную деятельность учащихся по формированию представлений о путешествии А.Никитина. Умение строить высказывание
Задачи урока
(планируемые результаты) а)организовать работу по изучению маршрута А.Никитина(предметный результат)
б) развитие умения выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географическими информации(метапредметный результат)
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к географии, развитие внимания, памяти
Методы обучения Наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский, групповой, творческий, проблемный
Формы организации познавательной деятельности обучающихсяГрупповая, коллективная, индивидуальная
Средства обучения УМК, компьютер, проектор, карточки рефлексии, электронные карты, дидактический материал
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осущест-вляемые учебные действия Формиру-емые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий
1. Организационный момент. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
Отвечают на приветствие настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. Выделение существеноой информации из слов учителя Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Мобилизуют внимание ,прогнозируют результат и уровень усвоения Умение настраиваться на занятие
2. Постановка цели и задач урока Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала. Ставит проблемные вопросы Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположение о теме урока Выделение существенной информации Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и одноклассников Контроль правильности ответов одноклассников Умение слушать в соответствии с целевой установкой
3. Актуализация знаний На прошлом уроке мы изучали тему «Первые европейцы на краю Азии».
Вспомните: 1.Кто являлся первыми путешественниками?
2.Кто по профессии были первые путешественники?
3.Путешествие Марко Поло: его цель, маршрут исследования, значение.
4.Используя физическую карту Евразии совершите воображаемое путешествие от берегов Китая к берегам Европы.
5.Зачем европейцы искали путь в Китай? Молодцы!
Создание проблемной ситуации. Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?

Вспоминают изученный ранее материал: о путешествии Марко Поло в Китай
Отвечают на вопросы
Применяют карту для получения информации.
Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Компетенция обучающихся в области географии Сотрудничают с учителем. Выражают свои мысли в соответствии с задачами Слушание учителя, одноклассников. Развитие монологической речи. Взаимоконтроль выполнения задание в группах. Развитие регуляции учебной деятельности Осознание качества и уровня усвоения знаний. Регуляция учебной деятельности
4. Первичное усвоение новых знаний Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?
1. Какая будет тема урока? Составьте план изучения темы
Составлять различные виды планов.
Объясняют и формулируют тему.
Вступают в диалог.
Участвуют в обсуждении.
Проговаривают и осознают значимость решения проблемной ситуации.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Анализируют и формулируют тему урока
Составлять план решения проблемы. Слушают учителя. Объясняют структуру вфронтальной беседе Формирование исследовательских действий, умения систематизировать, делать выводы В группах объединяют усилия на решение поставленных задач. Обсуждают выводы Согласование усилий по решению учебных задач. Умение приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Контроль правильности ответов. Самоконтроль ивзаимоконтроль выполненных заданий Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Корректировка своих действий. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
5. Первичная проверка понимания Организует работу с рабочей тетрадью, организует работу в парах и контролирует работу с учебником. Демонстрация презентации. Изложение материала, обращает внимание на значение путешествия А, Никитина и о сложности установления торговых и иных связей между Русью и Индией в XV веке.
Работают с таблицей «Путешественники 13-15 веков».
Работа в паре по анализу информации представленной в синквейне.

Смотрят презентацию, имеют представление об историческом прошлом Твери, знают маршрут путешествия А. Никитина, знают историческую ценность путешествия, знают о значимости имени А. Никитина в современном мире.
Преобразовывают информацию из одного вида в другую. Определяют возможные источники информации, анализируют и оценивают ее достоверность.
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывают информацию из одного вида в другую. Определяют возможные источники информации, анализируют и оценивают ее достоверность.

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи.
Читают параграф, выделяют существенную информацию, систематизируют учебный материал Анализ содержания параграфа. Выделяют существенную информацию. Логические умозаключения Участвуют в обсуждении содержании параграфа. Принимают решение и реализуют его Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия Контролируют правильность ответов обучающихся. Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля
6. Первичное закрепление Распознают и воспроизводят изученный материал. Ставят вопросы одноклассникам и учителю Построение речевых высказываний в устной форме. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы. Показывают владение монологической и диалогической формами речи Умение формулировать собственное мнение. Контроль правильности ответов. Самоконтроль Умение слушать в соответствии с целевой установкой7. Домашнее задание Комментирует домашнее задание.
П.11. Проанализируйте и ответьте на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше А. Никитина?»
Записывают домашнее задание.
8. Итог урока Формулирует выводы. Выставляет оценки за работу.
Выстраивают причинно-следственные связи.
Обобщают материал. Формулируют выводы.
Взаимодействие в коллективе.
Высказывают и отстаивают свою точку зрения, оппонируют собеседнику.
Прогнозируют развитие процессов, связанных с тем, что А. Никитин считал, что торговля России с Индией будет невыгодной.
Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе.
9. Рефлексия