Урок по информатике для 6 класса «Алгоритм и способы его описания»


Дубовицкая Наталья Вячеславовна,
учитель информатики
МБНОУ «Гимназия №44» г.НовокузнецкПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Информатика и ИКТ
Урок № 1
Тема урока: Алгоритм, способы записи алгоритма
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
УМК: Босова Л. Информатика – 6. – М.:БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2009.
Деятельностная цель: формирование способности записывать алгоритм разными способами.
Образовательная цель: изучение основных понятий темы «Алгоритм», знакомство со способами записи алгоритма
Формирование УУД:
Личностные действия: Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Регулятивные действия: определение последовательности действий, запись алгоритма различными способами.
Познавательные действия: выбор наиболее оптимального способа записи алгоритма.
Коммуникативные действия: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе.

Динамика реализации урока
Этап урока Действия
учителя Деятельность
обучающихся Формируемые УУД
Организационный момент (2 минуты) Проверка готовности учащихся к уроку Проверяют свою готовность к уроку Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и классом)Актуализация знаний
(4 минут) Заходя домой или кабинет, мы открываем дверь. Поэтому нам нужно открыть дверь и на наш урок. Давайте составим последовательность действий для открывания двери. Ученики составляют алгоритм устно.
Алгоритм открывания двери.
Достать ключ из кармана
Вставить ключ в замочную скважину
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки
Вынуть ключ Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, целеполагание)
Логические (построение логической цепи)Что будет если поменять 1 и 3 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий?
Почему дверь не откроется? Учащиеся меняют 1 и 3 действие местами, приходят к выводу, что дверь не откроется, т.к. нарушена последовательность команд Постановка учебной задачи
(4 минут) Последовательность действий направленная на достижение цели называется алгоритмом.
Тема нашего занятия «Алгоритм». Сегодня мы познакомимся с понятием алгоритма, особенностями создания алгоритма и способами его представления. Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Записывают определение алгоритма в тетрадь. Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, целеполагание)

«Открытие нового знания» (20 минут) Как бы вы называли процесс создания алгоритма? Описание последовательности действий, создание алгоритма. Коммуникативные (умение выражать мысли)
Логические УУД(обобщение)
Такой процесс мы называем алгоритмизацией.
Кто может выполнять алгоритм? Человек, животные, машины.
Как, всех перечисленных, можно назвать одним словом? Исполнитель. Запишем эти определения в тетрадь. Записывают определения в тетрадь.
Алгоритмизация-процесс разработки алгоритма для решения задачи.
Исполнитель - тот, выполняет алгоритм. Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на китайском языке, к чему это может привести? Не сможем выполнить или сделаем не то, что просили. Логические УУД(анализ)
Какие правила при составлении алгоритма мы должны соблюдать. Формулируют правила и записывают их в тетрадь. Поэтому при разработке алгоритма мы будем соблюдать следующие правила. Этапы разработки алгоритма
- Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.
- Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту, который будет выполнять алгоритм. Каким образом мы можем представить алгоритм?
Мы будем выделять следующие формы представления алгоритма. Написать, сказать, нарисовать и т.д. Логические УУД
(самостоятельное создание способов решения)
Формы представления алгоритма
Дана последовательность действий.
Подготовка к рисованию
Открыть баночку с краской
Окунуть в банку кисть
Надеть халат
Рисовать на бумаге
Расстелить бумагу на столе
Будет ли она алгоритмом? Эта последовательность действий не является алгоритмом. Нарушена последовательность действий. Коммуникативные (умение выражать мысли)
Регулятивные (планирование, целеполагание)
Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности).
Что нужно сделать, чтобы получился алгоритм? Прочитайте, что у вас получилось. Поменять действия местами.
Алгоритм «Подготовка к рисованию»
Надеть халат
Расстелить бумагу на столе
Открыть баночку с краской
Окунуть в банку кисть
Рисовать на бумаге Как бы вы назвали такую форму записи алгоритма?
Первая форма - Словесная -Текстовая, словесная.
Фиксируют первую форму в тетрадь, записывают пример. Вашему внимаю представлен рисунок.

Что изображено на рисунке? Устная работа в форме диалога.
-Посадка дерева. Логические УУД(анализ)
Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог)
ОбщеучебныеМожно ли эту последовательность действий назвать алгоритмом? Назовите каждое действие. -Можно, т.к. последовательность четко определена, действия понятны. Перечисляют действия по порядку. Где в жизни вы встречались с подобными алгоритмами? Приводят примеры. Как назовем такую форму представления алгоритма? Нарисованная, графическая.
2. Графическая
Существует несколько способов графического представления алгоритма- это рисунки и блок-схемы.
Познакомимся с блок-схемами
Блок- схема
Название блока Вид блока
Начало- конец  
Ввод- вывод
Условие, логический блок  
Процесс (действие)
Фиксируют в тетрадь Общеучебные
Познавательные.

Составим алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. 1 ученик выполняет задание у доски, остальным предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради. Работа 1 учащегося у доски, остальные самостоятельно работают в тетради
Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция)
Сравниваем результаты Сравниваем результаты, если необходимо делаем коррекцию блок-схемы и на доске и в тетради. - Кто или что может выступать в качестве исполнителя алгоритма? - Человек, машина и т.д. Коммуникативные (умение выражать мысли)
Общеучебные.
- В какой форме нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер? - С помощью команд, программ, чисел. 3. Программа
Программа-это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру. Фиксируют в тетрадь. -Представьте, что вы ухаживаете за двумя лошадьми
- Перед вами стоят 3 ведра разных размеров. Первое заполнено водой (8 л), два других (5л и 3л) - пусты. Нужно напоить двух лошадей, дав каждой по 4 литра воды.
- Ваши предложения. Пытаются решить задачу. Предлагают ответы. Познавательные (постановка и решение проблемы).
Общеучебные (моделирование).
Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач)
- Предложенное решение можно наглядно представить в виде таблицы.
№ Обозначение действия Количество воды в А(8 л) Количество воды в В(5 л) Количество воды в С(3 л)
- Запишем следующую форму представления алгоритма
4. Табличное представление
В качестве примера оформим решение данной задачи. Ученик, получивший правильный ответ оформляет решение на доске в форме предложенной таблицы. Остальные – в тетради
№ шага Обозначение действия Количество воды в А
(8 л) Количество воды в В(5 л) Количество воды в С(3 л)
0 8 0 0
1 АВ 3 5 0
2 ВС 3 2 3
3 СА 6 2 0
4 BC 6 0 2
5 AB 1 5 2
6 BC 1 4 3
7 CA 4 4 0
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(10 минут) А сейчас предлагаю выполнить задания, представленные на карточках. Самостоятельно выполняют задания повторяя, систематизируя изученный материал. Познавательные.
Рефлексия деятельности
(3 минуты) Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. Обменялись выполненными заданиями и проверили работу соседа по представленному эталону.
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Общеучебные
Регулятивные (оценка)
Личностные (степень правдивости при рефлексии)Итог урока
(2 минуты) Критерии оценки практической работы
5 заданий - оценка 5
4 задания - оценка 4
3 задания - оценка 3 Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на следующем уроке. Регулятивные (оценка)

Задания для самостоятельного выполнения
ФИО__________________________
Задание 1
Вставьте недостающие слова в определение.
Алгоритм – это ___________________________________, направленная на _________________________________________________________.
Задание 2
Лена любит картошку со сметаной. Расставьте по порядку действия ее мамы:
Посолила картошку
Бросила картошку в кипяток
Зажгла газовую плиту
Очистила картофель
Купила в магазине картофель и сметану
Погасила огонь и слила кипяток
Полила картофель сметаной
Положила картофель на тарелку
Налила воду в кастрюлю и поставила ее на огонь
конец
начало
a<8
+7
- 1
х
а
Впишите номера действий__________________________________________________
Задание 3.
Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат.
Напиши слово ТОРТ
Убери букву справа
Замени букву Р на букву КПоменяй местами буквы К и Т
Напиши слово
Ответ:_____________________
Задание 4.
Дан алгоритм, записанный с помощью блок-схемы. Заполните таблицу.
а 3 5 7 8 10
х Задание 5.
Запишите алгоритм помещения цветов в вазу.