Статья Использование современных образовательных технологий для проверки степени обученности учащихся при помощи тестов

С.А. Кочерова,
МБОУ СОШ №57 имени В.Х. Хохрякова г. Пензы,
использование современных образовательных технологий для проверки степени обученности учащихся при помощи тестов
Аннотация
В статье рассматривается понятие «теста», «педагогического теста», приведена классификация тестов по различным признакам и подробно рассмотрено создание традиционного теста с помощью пакета программ Microsoft Office Excel 2010. Рассмотрены видовые изменения теста для определенного предмета и основные функции тестирования в педагогике.
Ключевые слова: педагогический тест, традиционный тест, электронная таблица, успеваемость учащихся.
Тест это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам [1].
Педагогическое тестирование это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых.
Тесты можно классифицировать по различным признакам [3]:
по целям информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
по процедуре создания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], не стандартизованные;
по способу формирования заданий детерминированные, стохастические, динамические;
по технологии проведения бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
по форме заданий закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;
по наличию обратной связи традиционные и адаптивные.
Рассмотрим самый распространённый вид тестов – традиционный.
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
По технологии проведения традиционный тест будет компьютерным.
Для создания такого теста требуются знания по конкретному учебному предмету и минимальные знания по работе с электронными таблицами.
На рис. 1 представлен тест, содержащий вопрос и три варианта ответа к нему. Тест небольшой – вопросов всего пять. В конце теста система подсчитывает количество верных ответов и выводит оценку.
Тест составлен с помощью пакета программ Microsoft Office Excel 2010.
Задаём тесту заголовок и заполняем его вопросами, например, как на рис. 1, пять вопросов и по три ответа к ним.

Рисунок 1 – Вид простейшего теста в MS Excel

После заполнения таблицы мы будем учиться считать верные ответы и оценку учащегося.
Обратите внимание на пример теста – ячейки, в которые будут вводиться номера ответов, закрашены желтым цветом. Это можно сделать на вкладке Главная, раздел Шрифт, кнопка .
Чтобы система в конце теста считала количество верных ответов, необходимо сделать промежуточные действия. Рядом с ячейкой, в которую будет вводиться ответ, необходимо ввести формулу вида: =ЕСЛИ(C6="";"";ЕСЛИ(C6=2; "Верно"; "Не верно")). Эта формула будет располагаться в столбце D, а первая ячейка, на которую будет ссылаться данная формула – это ячейка С6.
Функция ЕСЛИ проверяет, выполняется ли условие, и возвращает одно значение, если оно выполняется, и другое значение, если нет:
=ЕСЛИ(лог_выражение; [значение_если_истина]; [значение_если_ложь]).
Мы будем проверять значение столбца С, в котором находятся номера введенных ответов. Если номер ответа введен верно, то в столбце должно появиться слово «Верно», иначе «Не верно». Еще необходимо учесть, что если в ячейке столбца С нет ответа, то и пустой должна быть ячейка столбца D.
В ячейки D10, D14, D18, D22 вводим идентичные формулы с той разницей, что С6 будет заменяться на С10, С14, С18 и С22.
Теперь необходимо проверить, как работают формулы – если в ячейках столбца С нет ответов, то ячейки столбца D также остаются пустыми. Если появляется ответ, то в ячейках столбца D должны также выходить слова «Верно» или «Не верно».
Двумя строками ниже самого теста есть запись «Если закончил тест, введи цифру 1». Эта строка нам понадобиться при подсчёте оценки.
Давайте теперь подсчитаем количество верных ответов. Для этого необходимо подсчитать, сколько слов «Верно» появилось в столбце D. Используем функцию СЧЁТЕСЛИ. Она подсчитывает количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. Диапазон ячеек будет от D6 до D22 и подсчитываться будут только те, в которых стоит слово «Верно», поэтому в ячейку С27 вводим формулу вида:
=СЧЁТЕСЛИ(D6:D22; "Верно").
После подсчёта количества верных ответов подсчитываем оценку. Для этого в ячейку С29 вводим формулу =ЕСЛИ(C25=""; ""; C27*5/5). Как видите, здесь мы опять используем функцию ЕСЛИ. Если в ячейке С25 ничего нет (это как раз строка, в которую по окончании ответов на все вопросы необходимо ввести 1), то и оценка подсчитана не будет, в противном же случае система возьмёт количество верных ответов из ячейки С27, разделит из на количество вопросов (их в данном случае 5) и умножит на наивысший балл – 5.
Теперь осталось оформить тест визуально.
Скрываем не нужные элементы листа – сетку, заголовки, строку формул: вкладка Вид, раздел Показать, убираем галочки.
Можно скрыть ярлыки листов: вкладка Файл, раздел Параметры, пункт Дополнительно, строка Показать параметры для следующей книги, убрать галочку с Показать ярлычки листов.
Ставим защиту на тест. Для этого сначала снимаем защиту с ячеек, в которые будут вводиться ответы – С6, С10, С14, С18 и С22. Для этого в контекстном меню этих ячеек выбираем команду Формат ячеек, вкладка Защита и снимаем галочку с Защищаемая ячейка.
Остальные ячейки будут защищаемые. Теперь заходим на вкладку Рецензирование, раздел Изменения и выбираем Защитить лист. В появившемся окне можно задать пароль для снятия защиты. Галочки должны стоять только напротив команд Выделение заблокированных ячеек и Выделение незаблокированных ячеек.
Теперь тест защищён. Для придания тесту законченности необходимо свернуть ленту. Для этого щёлкаем по ленте правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбираем команду Свернуть ленту.
Тест полностью готов к работе.
Тест можно изменять различным способом. Для количественных ответов можно оставить только вопрос без вариантов ответов, а учащийся будет вводить ответ и в соседней ячейке будет высвечиваться результат – верно или не верно. Это хорошо подходит для математиков, физиков, историков. Для учителей начальной школы можно предложить видоизменить тест, когда ответом на вопрос будет не только число, но и слово и результат проверки будет не просто верно-не верно, а, например, «Молодец!», или «Подумай еще раз!»
Необязательно такие компьютерные тесты проводить каждый урок. Достаточно будет, если они статут проверкой четвертной успеваемости учащихся по предмету или проверка знаний в конце какой-либо темы.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [2]:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие как: раздача учителем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Литературные и интернет-источники
Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2006.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2005.
Рисунок 1Рисунок 3 Заголовок 115