Разработка внеклассного мероприятия на тему М. В. ЛОМОНОСОВ — ГЕНИЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ


ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Сценарий внеклассного мероприятия
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ – ГЕНИЙ
ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Подготовила: преподаватель химии
Медынская Елена Ивановна.
2016
Цели: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова, воспитание патриотизма, как важнейшей духовно - нравственной и социальной ценности, воспитание в студентах чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, повышение интереса студентов к изучению учебных дисциплин, развитие мышления.
Задачи:
1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.
2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.
3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагменты художественного фильма «Михайло Ломоносов» 1982 г., портрет М. В. Ломоносова, выставка книг, плакаты с высказываниями М. В. Ломоносова. Вступительное слово преподавателя:
Слова Белинского: «На берегах холодного моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца».
 Ведущий 1:
«Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить дату в истории мировой науки – 305- летие со дня рождения великого российского учёного Михаила Васильевича Ломоносова».
Ведущий 2:
«Он не был ни богат, ни знаменит,Когда пришел пешком в МосквуИ «грыз» науки сложной он гранит,Превосходя усталость, голод и тоску.Он выдержал насмешки все надменные,Не обижался и хотел все – все узнать:Насколько сложно выглядит вселенная,И что изобрести, чтоб человек умел летать?Давайте же ровняться все на гения!Возьмем его в пример, чтобы начать мечтать.Замыслим, воплотим все смелые творения,Чтобы вторыми Ломоносовыми стать!!!»
Детство и начальное образование М. В. Ломоносова.
Ведущий 1:
Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской близ города Холмогоры Архангельской губернии в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. Отец женился во второй и в третий раз. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Ведущий 2:
Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда,— всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».
Ведущий 1:
Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика»  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9" \o "Смотрицкий, Мелетий" Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и чётко писал.
Ведущий 2:
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить.
Образование в России (1731—1735).
Ведущий 1:
В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, лишь, подаренные ему соседом те самые - «Грамматику» и «Арифметику» . Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.
Ведущий 2:
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».
Ведущий 1:
В письме к И. И. Шувалову за 1753 год он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.
Первый петербургский период.
Ведущий 2:
В 1735 году Ломоносов был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания.
Учёба за границей (1736—1740).
Ведущий 1:
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным и техническим наукам. Так Ломоносов попадает в Германию, где поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.
Ведущий 2:
Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82" \o "Марбургский университет" Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег.
Второй Петербургский период.
Ведущий 1:
В июне 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене, пока она не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург.
Ведущий 2:
Будучи студентом и не получая никакого жалования, Ломоносов приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.
Ведущий 1:
В августе 1741 года Ломоносов представил на прочтение академиков две диссертации: одну по физике и другую по химии. Месяцы сменялись месяцами, а Ломоносов всё не получал никакого назначения.
Ведущий 2:
С января 1742 года Ломоносова назначили на должность адъюнкта физического класса с жалованием 360 рублей в год.
Ведущий 1:
Все эти годы происходило доминирование иностранцев в государственном аппарате, науке и образовании. Ломоносова постоянно притеснял начальник академии Шумахер. В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение на научной конференции был заключён под стражу на 8 месяцев.
Ведущий 2:
25 июля 1745 года  специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора  химии. Ломоносов – первый профессор химии в России. Его диссертация называлась «О металлическом блеске».
Чтец 1: О вкладе Ломоносова в химию.
Особое место в жизни Ломоносова всегда занимала химия. Он как будто предвидел прорыв химии в нашу жизнь, когда сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».
Ломоносов подчёркивал, что в химии «высказанное должно быть доказываемо», поэтому он добивался издания указа о строительстве первой в России химической лаборатории. Выступая на открытии лаборатории, Ломоносов сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ».
Среди множества исследований, выполненных в лаборатории, особое место занимали химико-технические работы Ломоносова по стеклу и фарфору. Он провел более трёх тысяч опытов, давших богатый экспериментальный материал для обоснования «истинной теории цветов». Сам Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия».
В 1756 году в химической лаборатории Ломоносов провел серию опытов по прокаливанию металлов. В результате которых Ломоносов доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях и открыл основной закон химической науки – закон постоянства массы вещества. Так Ломоносов впервые в России превратил химию в строгую количественную науку.
Видео «Вклад Ломоносова в химию».
Чтец 2: О вкладе Ломоносова в математику.
«Огромен вклад М.В Ломоносова в исследования математики. Он так писал: «Математику уже затем любить следует, что она ум в порядок приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.
Ломоносов получил фундаментальную подготовку по математике в Марбургском университете, слушая лекции Х. Вольфа по математике, астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии».
После возвращения в Россию он продолжал заниматься точными науками и совершенствовать свои познания в области математики, о чём говорит, в частности, его письмо в канцелярию Академии наук: «Потребна мне, нижайшему, для упражнения и дальнейшего происхождения в науках математических Невтонова «Физика» и «Универсальная арифметика», которые обе книги находятся в Книжной академической лавке».
Называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании».
Видео «Вклад Ломоносова в математику».
Чтец 3: О вкладе Ломоносова в физику.
Среди наиболее значимых научных достижений Ломоносова в области физики является его атомно-корпускулярная теория строения вещества и материи. Он объяснил причины агрегатных состояний веществ (твёрдое, жидкое и газообразное) и разработал теорию теплоты.
Ломоносов открыл один из фундаментальных законов природы – закон сохранения материи в изолированных системах. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому».
Работы Ломоносова и его соратника Г.В. Рихмана внесли важный вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов, установил ряд закономерностей грозовых явлений.
Теория цвета и цветового зрения, с которой Ломоносов выступил в 1756 году, выдержала проверку временем и заняла должное место в истории физической оптики.
Видео «Вклад Ломоносова в физику».
Чтец 4: О вкладе Ломоносова в астрономию.
Среди множества наук, в развитие которых Ломоносов внёс cущественный вклад, одно из наиболее видных мест занимает астрономия. Главным результатом астрономических исследований Ломоносова, несомненно, является открытие им наличия у Венеры атмосферы. Это открытие Ломоносов совершил во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца 26 мая 1761 года.
Видео «Вклад Ломоносова в астрономию».
Ломоносов сыграл важную роль в подготовке и организации ряда астрономических, геодезических и географических экспедиций. Он также усовершенствовал конструкцию отражательного телескопа, создал «ночезрительную трубу», позволяющую видеть удалённые предметы в глубоких сумерках.
Ломоносов ввёл в обращение десятки научных терминов, например, законы движения планет, земная ось, горизонт, преломление лучей, полнолуние, созвездие, атмосфера и другие.
Ломоносов выступал активным пропагандистом теории Коперника и учения о существовании во Вселенной множества миров, подобных Земле. При этом он постоянно отстаивал идею о том, что небесные явления подчиняются тем же физическим законам, что и земные явления. Поэтому законы, обнаруженные в земных условиях, могут использоваться при изучении других планет. Это открытие позволяет с полным основанием считать Ломоносова первым российским астрофизиком.
К сожалению, большинство достижений Ломоносова в естествознании, включая астрономию, не было по достоинству оценено современниками учёного, а после его смерти надолго забыто..Достижения Ломоносова в астрономии отмечены присвоением его имени малой планете и кратерам на Луне и Марсе.
Чтец 5: Ломоносов - поэт.
Поэтические опыты Ломоносова опирались на западноевропейскую поэтическую практику. Ломоносов впервые исследовал и показал выразительные возможности ямба и разных типов рифмовки. Предложенная им модель четырехстопного ямба оказалась исключительно продуктивной: из нее исходили несколько поколений русских поэтов, в том числе Державин, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Тютчев, Блок, Пастернак.
Ведущий жанр лирики Ломоносова – торжественная ода.
Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновеннуИ жизнь твою благословеннуС числом щедрот твоих сравнит.
Основные темы такой оды: идеальный монарх, идеальное государство, идеальная эпоха. С монархом ассоциируются благородство, справедливость, величие, мужество; с государством  – могущество, слава, воинские победы, процветание народа, распространение наук и искусств; с эпохой  – «возвращение» золотого века, благосклонность фортуны, ликование благодарных подданных. Ломоносов был первым русским поэтом, сумевшим присвоить литературным занятиям исключительно высокий ценностный статус, который не ставился под сомнение ни в девятнадцатом, ни в двадцатом веках.
Чтец 6: О Ломоносове-историке.
На протяжении многих лет русскую историю писали иностранцы, которые заложили фальшивые основы “русской истории”. Только в 1742-м году академиком был избран М.В. Ломоносов. И тут же вспыхнула непримиримая борьба между ним и академиками-иностранцами за правильное освещение русской истории.
Видео «Вклад Ломоносова в историю».
Ломоносов был крупнейшим и первым истинно русским историком.
Ему принадлежат сочинения:
от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года, сочинённая Михайлом Ломоносовым” (Санкт-Петербург,1766);
– замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50 гг.);
– “Краткий российский летописец” (1760 г.);
– “Замечания на “Историю …” Вольтера” (1757-60, изд. 1829);
– “Замечания на  “Сибирскую историю” Г.Ф. Миллера (1751); 
– “Краткое описание разных путешествий по севернымморям…” (1763).
Против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал теорию славяно-чудского происхождения Древней Руси и была принята, и подтверждена позднейшей историографией.
Оценивая вклад в историю М.В. Ломоносова не надо забывать, что его “Древняя Российская история” долгое время оставалась единственным учебником русской истории, и за весь XVIII-й век академики-иностранцы не написали русской истории.
Чтец 7: О вкладе Ломоносова в географию, картографию и
минералогию.
Ломоносов имел особое пристрастие к наукам, познающим лик Земли, и оставил в них заметный след. Им разрешено много вопросов, касающихся атмосферных явлений, рельефа земной поверхности, её почвенно-растительного покрова, мерзлоты. Во всех своих работах он проводит идею изменчивости мира и взаимосвязи явлений и процессов.
Широко известная фраза Ломоносова о «российском могуществе»: «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке».
Известно, что Ломоносов горячо поддерживал проведение Великих Северных экспедиций для изучения и последующего освоения огромных северных территорий.
Ломоносова можно также считать основателем экономической географии. Также он предсказал открытие Земли Франца Иосифа! Только спустя110 лет его предсказание сбылось!
Ломоносов был прекрасным картографом. Поразительна история о том, как нарисованная Ломоносовым карта острова, который привиделся ему до того, как он узнал о гибели отца, помогла найти его тело.
Чтец 8: Вклад Ломоносова в искусство.
Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века. 
Ломоносов соединил выдающийся талант химика и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.
Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж).
Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж).
Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России. Грандиозный замысел, воплощённый в свободной и декоративной манере, отвечал главной задаче Ломоносова – прославлению Петра I, русского оружия, «Геройских славных дел, что долг к Отечеству изобразить велел».
Видео «Полтавская баталия».
Чтец 9: Ломоносов – педагог, просветитель.
С именем Ломоносова непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII века. Он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета (ему принадлежат «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий»), внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.
Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодёжи.
Особое внимание он уделял практике, постановке опытов, практической значимости знаний. Просветитель-патриот, в век, когда наука говорила и писала по-латыни, Ломоносов не просто ввёл преподавание на родном языке, но и отстаивал в своих трудах эту необходимость, подчёркивая всё богатство и величие русского языка. Его «Российская грамматика» стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, не потеряв своей научной ценности и до сегодняшних дней.
Создавая русскую научную терминологию, Ломоносов явился основателем научного языка и русской педагогики, введя в употребление её основные понятия и термины: воспитание, гимназия, занятия, класс, учебный год, лекции, обучение, познание, учение, урок и др.Чтец 10: Ломоносов – основатель Московского университета.
1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет. Таланты он искал среди детей бедного сословия, считая их более охотными к наукам. И не ошибся впоследствии именно из них выходили профессора и академики! «Может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать!»
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России.
Елизавета Петровна подписала 25  января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров.
«В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды».
Видео «Обращение Ломоносова к Императрице Екатерине».
За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Чтец 11:
«Михайло Родину любил!Свои стихи ей посвятил.Мозаику быстро собирал,Наукой ум его сверкал.Труды Отчизне посвящал,Потомков ясно просвещал.По сей день, мы его вспоминаем,Знания новые приобретаем».
Чтец 12:
«Он был мечтою окрылен, хотел всего добитьсяИ вот однажды он пешком В Москву пошел учиться.И все науки постигал, ему не просто было,И он большим ученым стал, страна его любила.Он всем нам дал живой пример, таким быть может каждый.Ведь стоит только захотеть, пройти весь путь отважно.И будет горд и стар и млад,Тобой Отечество гордится!В науку нашу сделал вкладИ наставление всем учиться!».
Обращение М. В. Ломоносова к потомкам.
- Здравствуйте, юные отроки! Благодарю вас за уважение к наукам.
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде».
- Рад был с вами повидаться. Зрю я множество умных и талантливых в этом зеле собралось. Вот они семена! Будущее науки Российской. Я обращаюсь к вам потомки:
“О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.
Заключительное слово преподавателя:
Сейчас мы только слегка прикоснулись к величайшему таланту Михаила Васильевича Ломоносова! Талант он всегда многогранен!
Обращаю ваше внимание на выставку книг. Много книг написано о М. В. Ломоносове, еще больше написано самим ученым. Читайте книги, учитесь всему, трудитесь везде, стремитесь к лучшему.
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...». "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"
Давайте же закончим наше мероприятие, стоя под  «Гаудемус» - гимн науке и всем студентам!