Урок Эпистолярный жанр 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Открытая сменная общеобразовательная школа № 1» г. Перми








Конспект открытого урока для 10 класса
«Эпистолярный жанр»




Составитель: Чащухина Д.Ф.
учитель русского языка и литературы










Пермь, 2015

Открытый урок «Эпистолярный жанр»
Цель: познакомить с историей эпистолярного жанра и его местом в истории человечества, его особенностями, его ролью в литературном произведении
Задачи:
формирование умений и навыков использования языковых особенностей эпистолярного жанра; развитие культуры письма
средство выражения внутреннего мира героя

Оборудование:
Конверты, различные письма.
Ноутбук, колонки
Ход урока.
Беседа. Учитель: хранятся  ли письма в их семье, давно ли они получали письма, писали ли сами, интересно ли им читать письма, сложно или нет написать письмо. Нужны ли какие-то особенные знания для написания письма? Есть ли необходимость сегодня писать письма?
Ответы учащихся.
Учитель: Сегодня, в век информатизации и компьютеризации  стало привычным звонить по телефону, обмениваться SMS-сообщениями или писать сообщения в соцсетях просто и быстро. Задача письма - объединение людей, разделённых пространством и временем. Письмо - это разносторонняя форма общения, сосредоточение мыслей, арена столкновения мнений. Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой.

Учитель: Сейчас мы с вами узнаем о роли писем в литературных произведениях. Помните ли Вы в каких литературных произведениях присутствуют письма?
Ученики называют произведения
«Обломов», И.А.Гончаров
«Гранатовый браслет», А.И. Куприн
«Герой нашего времени», М.Ю.Лермонтов
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С.Пушкин
«Ванька Жуков», А.П.Чехов
и т.д.
Учитель: Рассмотрим несколько примеров. Наверное, самые известные письма в литературе – письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В романе приводятся два письма. Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Эти письма имеют огромное значение для понимания внутреннего мира героев, их чувств и переживаний. Искренность и откровенность любовных признаний в письмах являются залогом того, что душа автора письма действительно обнажена. Ведь настоящая сущность человека проявляется в такие моменты. Признание в любви не всегда легко, а зачастую тяжелое испытание.
Письмо Татьяны, как отметил В.Г. Белинский «высочайший образец откровения женского сердца». Он также предполагал, что «сочетание простоты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения», потому что в послании, действительно, рядом с предельной откровенностью соседствует простота.
Давайте прослушаем письмо Татьяны к Онегину (аудиозапись)
Учитель: Письмо Татьяны характеризует героиню как типичную девушки своего времени и класса. Из предшествующего письму комментария автора мы узнаем, что Татьяна «по-русски плохо знала», «Журналов наших не читала, И выражалася с трудом, На языке своем родном», поэтому автор сообщает нам что «я должен буду письмо Татьяны перевесть».
В письме Татьяны легко читаются ее искренние чувства, н прикрытые лживыми словами. С какой нежностью она обращается к Евгению: «милое виденье», «кто ты, мой ангел ли хранитель».
О полноте ее чувств говорит тот факт, что в первом же письме, в первом же обращении к возлюбленному она «отдает» себя во власть его. Для девушки того времени было очень смелым шагом первой признаться в любви. Татьяна шла на большой риск.
«Стыдом и страхом замираю,
Но мне порукой Ваша честь,
И смело ей себя вверяю»
Письмо Онегина отличается от письма Татьяны.
Прослушаем письмо Евгения к Татьяне (аудиозапись)
Учитель: В этом письме отсутствуют нежные обращения. Он как всегда «предвидит» все, и, хотя он отдает себя в руки Татьяны, он боится увидеть ее «суровый взор». Письмо Онегина – это письмо светского человека, умеющего вести переписку. В нем нет яркого и пламенного выражения чувств, лишь упоминание о них. Евгений не может быть до конца искренним: он испробовал «светскую» жизнь, научился лицемерить и скрывать чувства.
Так почему же Пушкин выбирает письмо, как способ признания в любви?
Любовь – прекрасное чувство! Огромное, необъятное! Существует множество слов, с помощью которых можно сказать о любви. Но очень сложно подобрать слова, глядя на «предмет своего обожания». Наверное, по этой причине письменное признание в любви очень популярно.
С одной стороны, текст письма можно отредактировать, отбросить лишнее, сформулировать путающиеся от волнения мысли. А с другой стороны, можно использовать слова, какие стесняешься сказать, подобрать выражения соответствующие глубине своих чувств.
Поэтому письмо очень детально характеризует героев. Создать образ героя в произведении непросто, это кропотливый процесс. Чем больше и яснее вы понимаете персонажа, сопереживаете ему, тем лучше автору удалось проработать этого персонажа (если можно так выразиться)
Письма Татьяны и Евгения в романе волнуют читателя.
Но не только о любви пишут письма. Прочитаем новеллу И. Бабеля «Письмо» (из книги «Конармия»)
Учитель читает, ученики следят по заранее выданному тексту.
Учитель: А теперь ответим на вопросы по прочитанному тексту.
1. О чем это произведение?
2. Какие функции эпистолярного жанра несет в себе письмо мальчика?
3. Как он обращается к своей матери? Как это его характеризует?
4. Какие факты гражданской войны нашли отражение в письме?
5. Как автор письма описывает события, связанные с насилием? А какое впечатление эти события произвели на вас?
6. Чем заканчивается письмо мальчика? О чем это говорит?
(ученики устно отвечают на вопросы)
Учитель: Давайте сделаем вывод о значимом подтексте этой новеллы.
А также подведем итог: каковы функции письма в произведениях художественной литературы.
Спасибо за урок!






15