План урока в 9 классе по теме: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Цели: закрепление понятия об особенностях бессоюзных сложных предложений; формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
План урока:
1.Орфографическая «пятиминутка».
2. Проверка усвоенного материала
3.Изучение новой темы
4. Закрепление усвоенного материала
5. Подготовка к ОГЭ.
6. Итог и домашнее задание.
Ход урока
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой.
I. Организационный момент. Орфографическая «пятиминутка».
Участник, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусственный, прогрессивный, труженик, ровесник, сверстник, искусный, артиллерист, интеллигентный, рассчитать, безыдейный, расспросить, бескорыстный.Лингвистическая разминка.
1 Фонетика: в каких словах количество букв и звуков совпадает?
копьё, 2) копия, 3) ядро, 4)подъём, д) солнце (1, 4)
2 Состав слова: какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
издавна, 2) подыгрывая, 3) переводчица, 4) входящий, 5) пороша (2.4)
II. Проверка усвоенного материала
1) Что собой представляют сложносочинённые предложения?
2) Сложноподчинённые предложения, в чём их особенность?
3) Что называется бессоюзным сложным предложением?
4) В чём отличие бессоюзного сложного предложения от сложносочинённого, сложноподчинённого предложений?На экран выведены предложения.
Задание: определить вид сложных предложений, поставить знаки препинания.
1) Если мы хотим понять настоящее надо изучить прошлое.
2) Расстались мы но твой портрет я на груди моей ношу.
3) В поле шла жатва листья на деревьях стали желтеть.
III. Изучение новой темы.
егодня мы должны познакомиться с постановкой знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях зависит от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
На экране таблица по постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Запятая, точка с запятой Двоеточие Тире
1. [ ], [ ] = и -перечисление. Тучи разошлись, выглянуло солнце 1.[ ]: [ ] – причина.
Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много страданий. 1.[ ] – [ ] – противопоставление, сопоставление.
Политики ищут шанс – предприниматели его находят.
; 1.[ ]; [ ]; [ ] - части БСП далеки по смыслу.
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит подле красивой берёзы. 2.[ ] : [ ] – пояснение = а именно, то есть.
У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают 2.[ ] – [ ] – время, условие = когда…то, если…то.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
2. [ ]; [ ] – внутри частей БСП есть запятые.
Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их. 3.[ ]: [ ] – дополнение = что.
Глядя на окна, трудно понять: светит ещё луна или нет. 3.[ ] – [ ] - быстрая смена событий.
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
4.[ ] – [ ] – сравнение = словно, будто.
Молвит слово – соловей поёт.
Задание. Пользуясь таблицей, необходимо поставить знаки препинания, построить схемы предложений.
Луна сияла июльская ночь была тиха.
Вдруг всё потемнело набежала на солнце туча.
Лето припасает зима поедает.
Утро было чудесным умытый лес улыбался пели птицы.
Посеешь ветер пожнёшь бурю.
Дети стали большими им надо учиться.
IV Закрепление усвоенного материала
Контрольное задание (сильной группе).
На экране предложения, необходимо поставить знаки препинания, построить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания.
В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже полинявшего солнца.
Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Зима без снега лето без хлеба.
Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются золотом.
Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.
Оглядываюсь и замираю в трёх метрах от меня стоит огромный медведь.
На экране задание для другой группы ребят.
Задание. Переписать, поставить знаки препинания, построить схемы предложений.
Учёного учить только портить.
Хочешь человека узнать дай ему власть.
Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
Нынче жарко парит на дворе тепло.
Игнат спустил курок ружьё дало осечку.
Сообщения учащихся о постановке двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, учащиеся делают вывод о структурной и интонационной ролях этих знаков препинания.(Двоеточие в БСП).
Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке двоеточия в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника.
Определите отношения между частями СП.
Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
Помню я: тени ложились косые на свежевымытый пол.
Замените данные БСП на синонимичные союзные.
(Тире в БСП)
Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке тире в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника.
Определите отношения между частями СП.
Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
Кончил дело – гуляй смело.
Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
Подули осенние ветры – конец лету.
Дети стали большими – им не надо серьёзно учиться.
Раздался выстрел – зверь упал.
Скажет слово – соловей запоёт.
Замените данные БСП на синонимичные союзные.
V. Подготовка к ОГЭ. Работаем по учебному пособию «Итоговая аттестация 2017» Л.И.Мальцевой, вариант 1-5, задание 14.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Выписать из текстов худ. литературы бессоюзные сложные предложения с тире и двоеточием.