Особенности программы Екатерины и Сергея Железновых

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества № 5»




































г. Ульяновск







Содержание:
1.Вступительная часть.
2.Особенность и новизна программы.
3.Цели, задачи, принципы программы Железновых.
4.Направления программы.
5.Примеры практического материала.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития.
Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».
Екатерина Сергеевна в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. - МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист. В 2008 г. – поступила в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой». 
Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах. Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет.  Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.
Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.
Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения.
   Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Задачи программы:
Способствовать раннему развитию ребёнка;
формировать готовность к дальнейшему обучению;
формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику;
формировать оптимальные условия для регулярности занятий;
разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей и педагогов с учётом возможности домашней работы по этим материалам;
обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
Принципы программы: имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий 
Направления работы по программе:
коммуникативные игры;
пальчиковая гимнастика;
игры-потешки;
игры с предметами;
развитие музыкально-слуховых представлений (через пение);
слушание музыки;
игра на шумовых или звуковысотных инструментах;
знакомство с музыкальной грамотой.
Недостатки программы: однотипность музыкального и текстового материала.
Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.
Пример пальчиковой гимнастики
«Червячки»
Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).  Раз, два, три, четыре, пять,  Червячки пошли гулять.  Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает (Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)). Головой она кивает,  (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)  Каркает: «Вот и обед!"  (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)  Глядь -  (Разводим руками) а червячков уж нет!  (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).
Пример подвижных игр для развития внимания и памяти

Мишку на руки возьми  
Для игры понадобится игрушка – медвежонок. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни:
Мишку на руки возьми, и повыше подними,  Маме лапочкой одной помаши над головой.  Мишку на пол посади и один гулять иди, По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.  Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,  На руки  его возьми, крепко-крепко обними.  Мишке хочется поспать, мишку надо укачать, «Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай.  
Пример жестовых и подражательных игр (физкультминутки)

У жирафов.  
Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела. 1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза) Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна). На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках.
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Припев ("собираем складки" - щипает себя)
3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза) Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

Автобус



(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!

(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?

(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!

(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!

(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!

(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

1 – покачиваемся на мяче
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 - пожимаем плечами.
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
7 - «крутим руль» и бибикаем.
8- подпрыгиваем на мячах

Список литературы.
Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Бим - бом» для детей 2-6 лет. Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Чижик» для детей 3-6 лет. Е. Железнова. А под пальмой краб сидит Е. Железнова. Наша – то Катюша умная была Е. Железнова. Паучок ходил по ветке Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (полный сборник пальчиковых игр)









13PAGE 15


13PAGE 14115




«Особенности программы Екатерины и Сергея Железновых»
Методика Железновых

Times New RomanМетодика ЖелезновыхРисунок 1Методика Железновых15