Бинарный урок на тему: Кровообращение. Сложные слова


Тема. Кровообращение. Сложные слова.
Класс: 9
Цель: обобщение и закрепление знаний:
-о кровообращении;
-правописании и составе сложных слов, морфологической принадлежности слов, рассматриваемых в рамках заданий.
Задачи:
1. Обобщить понятия «органы кровообращения»; систематизировать знания о кровеносной системе.
2. Корригировать непроизвольное внимание через выполнение задания.
3. Воспитывать потребность в соблюдении здорового образа жизни.
Задачи по письму:
Закрепить знания об образовании сложных слов при помощи соединительной гласной.
Корригировать мышление через выполнение творческого задания морфолого-синтаксической направленности.
Раздел программы по биологии: Кровеносная система.
Раздел программы по письму: Сложные слова
Тип урока: бинарный, урок обобщения знаний.
Оборудование:  проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация , карточки для групповой работы, рабочая тетрадь.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа в парах (по уровню обученности).
Ход урока.
I. Мотивация
Учитель биологии.
– Ребята, добрый день! Сегодня мы приоткроем дверь в лабораторию знаний человеческого здоровья
- Для этого нам необходимо: хорошее настроений, дружеское взаимопонимание и ваши знания по изученным темам.
(скрип двери)
II. Работа над темой урока.
Учитель биологии.
Определим тему сегодняшних исследований. Для этого вам необходимо воспользоваться шифром который находится в рабочей тетраде, в задании №1
- Составить слово, используя шифр:
А-9, О-3, О-5, О-6, Е-11, Е-14,И-13, К-1, В-4, Р-2, Р-8, Б-7,Щ-10, Н-12.
Вот сегодня мы и обобщим знания, полученные на прошлых уроках о кровообращении.
Учитель письма: - Нравится мне название сегодняшнего исследования. Слово-то, какое по составу! Как в русском языке называют такие слова? (сложные)
- Я так понимаю: разговор о кровообращении будет строиться с использованием сложных слов, поэтому считаю своё присутствие «в лаборатории» просто необходимым. А почему такие слова, как это мы называем сложными? (состоят из двух корней). Назовите эти корни.
- При помощи, какой гласной соединены эти два корня? (О).
Что мы относим к кровообращению? ( кровь, сосуды, сердце.)
Вспомним, что же такое кровь?(жидкая соединительная ткань)
Состав крови. (плазма и клетки крови)
Что такое плазма крови? (жидкость, которая состоит из воды, органических веществ (белки, глюкоза, мочевина) и минеральных солей.
Назовите клетки крови.
Тромбоциты
Лейкоциты
Эритроциты
Кровяные пластинки, которые участвуют в свертывании крови.
Красные кровяные клетки, которые снабжают кислородом все органы и ткани организма. В их состав входит белок гемоглобин.
Бесцветные кровяные клетки, которые защищают наш организм от болезнетворных бактерий.
Какую роль играет кровь в жизни человека?
(доставляет кислород в органы и ткани, разносит по всему организму питательные вещества, забирает из органов и тканей углекислый газ, доставляет вредные и ненужные вещества к органам выделения, клетки крови уничтожают болезнетворные бактерии, поддерживает температуру тела)
Учитель русского языка.
- Ребята, вы хорошо знаете, какую важную роль играют в нашем организме тромбоциты, эритроциты и лейкоциты.
- А к какой части речи относятся данные слова? (Ответы учащихся)
- Докажите.
- Как вы думаете эти имена существительные русского или иноязычного происхождения? (Ответы учащихся)
- Да, греческого происхождения.
- Давайте вспомним, что же они означают.
В каждом слове есть одинаковая часть циты - от греческого: вместилище, клетка
- А вот , что же означает первая часть каждого слова: тромб –(свертываемость) ......, эритр(красная клетка гемоглобина) - ....,
Лейк(бесцветная) - ... (слайд 2 - появляется значение каждого слова).
- Молодцы! Если каждое слово образовано из слов, то какие же они по составу? (Ответы учащихся).
Какая соединительная гласная помогла образовать данные сложные имена существительные?
Вывод: существительные тромбоциты, эритроциты и лейкоциты - сложные. (уч-ся выделяют первый корень в каждом слове и подчёркивают соединительную гласную)
- А почему именно О, ведь при произношении этих слов отчётливо слышится именно буква А? (соединительной гласной А – нет!)
Учитель биологии
Работа в тетрадях:
А сейчас проверим как вы усвоили за что отвечают клетки крови.
В тетрадях вы видите названия клеток крови. Ваша задача правильно распределить названия клеток и их значение для организма . Это можно сделать указав стрелочкой к каждому понятию или поставив в рамке номер который соответствует данной клетке.
(самостоятельная работа)
Проверяем правильность выполненной работы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Если будет выполнено верно ставим +, если не верно -. Это будет учитываться при выставлении оценок за урок. Обращаем внимание на слайд.
(проверка на слайде) .Замечательно, молодцы.
Клетки крови находятся в постоянном движении, выполняя свою работу. Каким образом передвигаются клетки крови? (по сосудам)
Работа в тетрадях:
Вставить нужные слова… Проверяем:
Что мы относим к кровеносным сосудам? Слайд (Артерии, вены, капилляры)
Обобщим знания по каждому виду сосудов:
Артерии-– это сосуды, по которым кровь течёт от сердца к органам.
Кровь по артериям бежит под большим давлением (сердце её толкает), стенки сосудов очень прочные
Артерии находятся глубоко под мышцами. Как вы думаете почему? (защита от случайных повреждений)
Самую крупную артерию, которая отходит от сердца, называют аортой, а чем дальше от сердца, тем артерии тоньше.
Кровь называется артериальная
Самые тонкие артерии ветвятся и переходят в капилляры
Капилляры
– это мельчайшие кровеносные сосуды
Они пронизывают весь организм. Каждый из вас сталкивался с этим явлением в своей жизни. Когда? ( если поранишься или уколишься, то выступает капельки крови)
Кровь в капиллярах течёт очень медленно. Стенки капилляров очень тонкие. Благодаря такому строению все необходимые вещества из крови легко проникают в органы, а отработанные вещества возвращаются из органов в кровь
Тончайшие капилляры собираются в более крупные сосуды – вены
Вены- – это сосуды, по которым кровь течет от органов к сердцу.
Давление небольшое, стенки сосудов более тонкие
Находятся неглубоко под кожей.
Кровь называется венозная
– Итак, в теле человека кровь течет по
– артериям, капиллярам, венам. Если расположить все артерии, капилляры и вены в один ряд, то их длина составила бы 100 000 км
Кроме сосудов к кровообращению относится? ( сердце)
Что мы знаем о сердце?
Сердце-небольшой мышечный орган, благодаря ему кровь передвигается по сосудам. Сердце человека четырехкамерное. Его стенки образованы сильной мышцей. Поэтому работа сердца состоит из ритмичных сокращений и расслаблений. При сердечном сокращении кровь из сердца выталкивается в сосуды. А при расслаблении всего сердца кровь по сосудам поступает в с сердце.
Как называется ритмическое колебание стенок сосудов? ( пульс)Сколько ударов в минуту должно быть у взрослого человека? (60-70)
Физминутка
Учитель письма: (берёт за запястье одну из учениц и взволнованно говорит) - Что такое, …… твой пульс почти не прослушивается. Это значит, что кровь по венам движется медленней, кислорода в мозг поступает меньше, а для дальнейшей работы в нашей лаборатории потребуется высокая мозговая активность. Требуется немедленно оживить пульс! (все встают)
Чтобы пульс свой оживить,
Телом нужно шевелить. (вращение туловищем, 3р в каждую сторону)
Руки вверх, вперёд и в сторону (по 3р.),
Вертим мельницу (показывают),
Плывём по волнам мы (руки в замок перед грудью и волнообразно 6 р ).
Глубже дышим (3 глубоких вдоха и выдоха).
Пульс колышется,
Кислород быстрей по венам движется.
И так проверим в норме ли ваша сердечно сосудистая система? подсчитаем свой пульс.( опрос детей)
Замечательно… Мы можем смело продолжать нашу работу.
Кто скажет как кровь поступает от сердца в наш организм? ( по кругам кровообращения)
Малый круг кровообращения - кровь от сердца поступает в легкие и обратно поступает в сердце. При этом кровь в легких насыщается кислородом и выделяет углекислый газ, который выделяется из организма при выдохе.
Большой круг кровообращения - путь крови от сердца через все органы и обратно в сердце. При этом кровь доставляет кислород и питателные вещества органам и тканям, а от них забирает углекислый газ и ненужные и вредные вещества.
IV. Закрепление
Учитель русского языка. Или биологиии?
Ребята, помогите восстановить текст
«Непрерывное движение крови по кровеносным сосудам называется кровообращением. К органам кровообращения относятся сосуды и сердце.
Артерии несут кровь от сердца. Вены несут кровь к сердцу. Сердце основной орган кровеносной системы. Его работа заключается в выталкивании крови в сосуды. Кровь от сердца движется по большому и малому кругу кровообращения.»Учитель русского языка здесь может быть?
- Если вы внимательно всмотритесь в текст и в те слова, которые вставили, то обязательно определите ключевое слово, оно есть в каждом предложении.
- Сейчас мы с вами составим на тему "Кровь" синквейн.
V. Рефлексия
Учитель русского языка.
- Кто забыл, как составляется синквейн, напомню
Учитель письма.
- Кто забыл, как составляется синквейн, напомню:
1-я строка: 1сущ.;
2-я строка: 2 прилагательных;
3-я строка: 3 глагола;
4 –я строка: словосочетание или предложение, заключающее в себе вывод, отношение к проблеме;
5- строка: 1 слово = по значению первому.
Составление синквейна (примерный): Кровь
Красная, здоровая
Движется, циркулирует, пульсирует
Необходима каждому человеку
Жизнь.
VI. Домашнее задание и выставление отметок.
И так наши лабораторные исследования, и практические задания завершаются. Пришло время оценить работу. Сегодня вы сами оцените себя с учетом всех выполненных заданий. Кто считает, что заслужил «5»?
Кто работал на «4»?
– Мы считаем, что все хорошо потрудились. Анализ выставленным оценкам.
Учитель биологии (если останется время)
– Когда я готовилась к уроку, то нашла такую информацию: «Кианетики – люди с синим цветом крови». Как вы думаете это правда?
Обратите внимание на слайд. Что за «синий человек» изображен на иллюстрации? (слайд 17) Этот человек жил в США. Кожа у него, действительно, была синего цвета из-за болезни. Она развилась из-за неправильного применения лекарства. При этой болезни происходит отложение серебра в организме. Как следствие, кожа необратимо синеет. 23 сентября 2013 года «синий человек» скончался от инфаркта. Было ему 62 года.
– Однако кровь синего цвета действительно встречается в природе (слайд 18). В крови большинства моллюсков и членистоногих не хватает гемоглобина, который окрашивает человеческую кровь в красный цвет, а вместо него у них присутствует белок гемоцианин. Он то и окрашивает кровь в темно-синий цвет.

Пол Карасон, известный также как «синий человек» и «папа смурф». Такие прозвища Пол получил из-за цвета своей кожи — она действительно была синего цвета. Карасон страдал от аргироза — болезни, причиной которой является отложение серебра в организме. 

Д.з.
На следующем уроке мы будем знакомиться с сердечно-сосудистыми заболеваниями и Кристина сделает сообщение на тему: «Отчего кожа приобретает синий цвет», а Вова Г – узнает: « Где в природе можно встретить синюю кровь?»