«Использование программного обеспечения при проверке знаний дисциплины «Русский язык и культура речи»


Горловский медицинский колледж
Министерства здравоохранения ДНР
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Использование программного обеспечения при проверке знаний дисциплины «Русский язык и культура речи»
Подготовила: Е.В. Волын - преподаватель
русского языка и культуры речи,
специалист высшей квалификационной категории
Горловка 2017
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня человечество живет в эпоху информационного общества. Его основой является знание, его производство, передача и усвоение. Все это предъявляет новые требования к системе образования, ее моделей, методов, форм, позволяющих на качественно новом уровне подготовить студента к будущей трудовой деятельности. Информация превращается, а основной предмет человеческого труда меняет ее содержание, увеличивает роль человека в принятии решений.
Современный специалист должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Для этого он должен обладать новыми знаниями, способностью к абстрактному мышлению, навыками работы с техническими средствами, способностью быстро применять новые знания на практике, ориентироваться в любой ситуации, то есть, - синтезировать знания из различных областей наук. Реализация этих задач возможна только при условии перехода классической системы образования, целью которой была подготовка человека, обладающего знаниями, к новой системе, которая готовит человека, не только знающего, но и понимающего других людей, другие культуры, специфику современного бытия, способного к конструктивному диалогу. Речь идет о воспитании интеллектуально развитой, ответственной и высоконравственной личности.
Важная роль в овладении студентами знаниями курса «Русский язык и культура речи» принадлежит использованию программного обеспечения, которая является одной из ведущих форм обучения.
Главная цель использования программного обеспечения - научить студентов индивидуально получать, обновлять, пополнять знания, плодотворно использовать их во время обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Использование программного обеспечения базируется на принципах развивающего, креативного обучения. В процессе использования программного обеспечения реализуется основная функция учебного процесса - получение студентом максимального объема знаний, их закрепление и преобразования в устойчивые умения и навыки.
Мультимедийные технологии
Большие возможности для реализации этих задач на занятиях «Русскому языку и культуре речи» дают средства мультимедиа, которые значительно повышают наглядность процесса обучения, а работа над мультимедийной презентацией учит находить, анализировать и систематизировать информацию, то есть способствует формированию информационной культуры студентов.
Мультимедиа - технологии как наиболее эффективный и многофункциональный средство, интегрирует в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, может обеспечить формирование и проявление ключевых компетенций студента, прежде всего, информационной и коммуникативной. Мультимедиа имеют уникальную возможность предоставлять огромное количество полезной и интересной информации в максимально удобной и доступной форме. Именно благодаря этому они находят все более широкое применение в различных сферах деятельности: в науке, образовании, профессиональном обучении и тому подобное.
Основная задача методики использования мультимедиа- формирование информационной среды, обеспечивающая достижения педагогических целей. Это осуществляется с помощью целого комплекса средств обучения.
Эффективное воздействие на студента осуществляет та информация, которая влияет на несколько органов чувств и запоминается тем лучше, чем больше каналов было активизирована.
Еще одно неоспоримое преимущество мультимедийных средств обучения - интерактивность, что обеспечивает диалоговый режим в течение всего процесса обучения. Благодаря этому обучающие системы оказывают существенную поддержку студентам, облегчая процесс обучения и лишая их тех элементов занятий, не обеспечивающих усвоение нужного материала. Используя мультимедийные средства, студент может сам задавать темп процесса и самостоятельно контролировать его.
Опыт убеждает, что перед выступлением преподаватель обязательно дает советы типа:
речи-экспромты, как правило, должны быть короткие, излагается суть мысли и дается краткое обоснование;
привлечь внимание аудитории можно неожиданным вопросом, афоризмом, цитатой;
избегать непонятных слушателям специальных терминов;
окончание речи должно быть итоговым.
Важное условие к оратору - культура речи и знания своей профессии. После выступления целесообразно сделать анализ. Как правило, результаты таких выступлений побуждают студентов на будущее избегать ошибок во время выступления, преодолевать робость перед аудиторией, чувствовать способность профессиональных выступлений. В то же время у студентов развиваются творческие способности в процессе подготовки творческих задач с помощью мультимедийных презентаций, воспитывается уважительное отношение к государственному языку, аккуратность, исполнительность в оформлении деловых бумаг. Основные принципы применения мультимедийных средств на занятиях по русскому языку и культуре речи:
• иллюстраций (предоставляют возможность иллюстрировать занятия, но не раскрывать содержание темы вместо преподавателя)
• фрагментарность (предоставляют возможность замедленно излагать материал в зависимости от скорости его восприятия студентами)
• методическая инвариантность (видео фрагменты можно использовать на разных этапах занятия, преследуя различные методические цели)
• лаконичность (изложение большего количества информации за короткое время, но эффективнее - экономится драгоценное время занятия)
• эвристичность (представление нового материала настолько понятно, чтобы новые занятия оказались доступными для сознательного усвоения студентом). Методика использования мультимедийных технологий в процессе изучения материала способствует следующем:
- усилению мотивации обучения студентов;
- совершенствованию системы управления обучением на различных этапах занятия;
- росту качества обучения и воспитания;
- повышению информационной культуры студентов;
- повышению уровня осведомленности студентов о современных информационных технологий;
- демонстрации возможностей компьютера не только как средства для игры.
Мультимедийные средства обучения при изучении русского языка и культуры речи являются универсальным, поскольку могут быть использованы на различных этапах занятия:
- мультимедиа - лекция как форма изученного нового материала;
- при мотивации как постановка проблемы перед изучением нового материала;
- во время объяснения нового материала в качестве иллюстрации;
- создание мультимедийных моделей - одна из форм научно-исследовательской работы студентов;
- во время закрепления и обобщения знаний - мультимедийный проект как форма домашнего задания;
- использование компьютера при работе с тестовыми заданиями;
При использовании на занятии мультимедийных технологий структура его принципиально не меняется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются, возможно, только их временные характеристики. Следует отметить, что этап мотивации в этом случае увеличивается и несет познавательное нагрузки. Это требуется условие успешного обучения, поскольку без интереса к получению знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность студентов.
Их внимание привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Студенты учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по дисциплине. Эта технология может использоваться для анонсирования темы занятия как сопровождение к объяснению преподавателя, как информационно-учебное пособие и для контроля знаний. Поэтому применение информационных технологий в курсе по русскому языку и культуре речи создает широкий спектр возможностей для реализации дидактической цели, развития творчества, формирования образного мышления и воспитания культуры общения.
Безусловно, мультимедийные средства обучения имеют преимущество перед другими. Результаты исследования свидетельствуют, что использование информационных технологий:
• повышает уровень профессиональной культуры;
• уменьшает трудоемкость процесса контроля и консультирования;
• развивает плодотворное сотрудничество со студентами;
•повышает уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;
• дает возможность самореализации и самоутверждения;
• повышает авторитет преподавателя среди студентов;
Мультимедийные средства повышают информативность учебного материала, эффективность обучения, добавляют его динамизма и выразительности. Преподавателю всегда следует обращать внимание на степень достижения главной дидактической цели занятия.
При использовании компьютера вместе с программным обеспечением на занятиях русскому языку и культуре речи возникают вопросы не столько об усвоении или запоминании конкретных сведений, сколько об умении ориентироваться в огромной массе доступной информации, извлекать из нее конкретные знания, правильно строить запросы в информационно-поисковых системах, уметь быстро и гибко корректировать свой запрос при неудачном поиске. Методика использования программного обеспечения в процессе изучения русского языка и культуре речи способствует:
• усилению мотивации обучения студентов;
• совершенствованию системы управления обучением на различных этапах занятия;
• росту качества обучения и воспитания, повышению информационной культуры студентов;
• повышению уровня осведомленности студентов о современных информационных технологиях;
• демонстрации возможностей компьютера не только как средства для игры.
Использование программного обеспечения на занятиях по русскому языку и культуре речи отслеживает специфическую новизну, которая по своему содержанию и форме преподавания имеет возможность воспроизвести за короткое время значительный по объему материал, а также подать его в необычном аспекте, вызвать у студентов новые образы, детализировать нечетко сложившиеся представления, углубить полученные знания.