Презентация по физической культуре на тему: «Фитбол – гимнастика, как средство формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возраста»


«Фитбол – гимнастика, как средство формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возраста»Исполнитель: студентка 4 курса группы ФК-41 Долгих Александра.Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А. Глава 1. Теоретическое обоснование использования фитбол-гимнастики для формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возраста1.1 Особенности формирования правильной осанки в младшем школьном возрасте1.2 Характеристика средств и методов формирования правильной осанки на уроках физической культуры1.3 Методика использования фитбол-гимнастики на занятиях учащихся младшего школьного возраста Анализ литературных источников показал, что правильная осанка является показателем здоровья и физической культуры человека. Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идёт морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.Фитбол-гимнастика – это наиболее эффективное средство формирования правильной осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения формируют правильный динамический стереотип. Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики2.1 Определение состояния осанки учащихся младшего школьного возраста2.2 Внедрение в уроки физической культуры фитбол-гимнастики для формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возраста2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментальной деятельности по формированию правильной осанки учащихся младшего школьного возраста Первый этап исследовательской деятельности проведение констатирующего эксперимента Основная задача этапа - определить состояние осанки учащихся младшего школьного возраста. Исследование проводилось методом тестирования в период преддипломной практики. В педагогическом эксперименте принимали участие 21 человек, детей 7-8 летнего возраста, из двух 2-х классов. Дети экспериментальной группы (10 человек) занимались по разработанной нами программе фитбол-гимнастики. Дети контрольной группы (11 человек) занимались по общепринятой методике гимнастики на уроках физической культуры.В начале исследовательской работы проводился общий осмотр, при котором определялось телосложение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма. Осмотр проводиться в следующей последовательности: спереди, сзади, сбоку и в наклоне вперед. Это позволяет оценить во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях. Кроме того, был проведен осмотр перед большим зеркалом – с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять характер осанки.На первом этапе проведено тестирование статической выносливости мышц туловища, подвижности позвоночника и антропометрических показателей у учащихся младшего школьного возраста. а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И.Д. Ловейко.• Тест для мышц шеи• Тест для мышц живота• Тест для мышц спиныб) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич:• И.П. – стоя на скамейке, стопы параллельно.1 – наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах– 0 от скамейки).в) Измерение антропометрических показателей у учащихся младшего школьного возраста с нарушением осанки:1. ОКГ – при помощи сантиметровой ленты измеряется окружность грудной клетки под руками;2. рост – измеряется при помощи ростомера.  Были определены факторы, которые могут влиять на нарушение осанки: вес портфелей, высота парт, физические упражнения.1. Было взвешено 16  ранцев и 5 портфеля с одной лямкой. Самый легкий портфель весит 2 кг., самый тяжелый – 4 кг. 500 г. Средняя масса одного портфеля - 3 килограмма.2. Также было проведено наблюдение за тем, как сидят ученики за партами:1)  три ученика постоянно поджимают ногу  под себя на стуле;2) шесть учеников стараются сидеть за партами ровно, остальные (15) – не правильно сидят за партой.3. В школе проводится 3 урока физкультуры в неделю, спортивные секции, физкультминутки во время уроков.4. Подготовили вопросы и провели среди учащихся опрос: {616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Вопросы анкетыОтветыКол-во ответовВывод1. Выполняя домашнее задание, вы сидите:За столом на стуле19При выполнении уроков школьники сидят за столом. Предпочитают читать лежа на спине. Физкультминутки проводятся нерегулярно.Спортом занимаются.По мнению школьников,  на осанку влияет поза за партой.За столом в кресле22. Читаете дома:Сидя16Лежа53. Проводятся ли у вас на уроке физкультминутки?Да8Иногда134. Удобная ли у вас парта?Да15Нет6 Проведенный опрос показал, что проблемы с формированием правильной осанки есть у большого числа школьников, факторы, влияющие на формирование осанки, присутствуют, а значит необходимо проводить дополнительную работу над осанкой.Было проведено изучение состояния осанки по описанным выше тестам. В тестировании приняли участие все учащиеся экспериментальной и контрольной группы.Как видно из таблицы 1. практически во всех тестах результаты, полученные в ходе предварительного тестирования статической мышечной выносливости, в обеих группах испытуемых примерно одинаковы, за исключением 1 теста, где средний результат в экспериментальной группе значительно ниже, чем в контрольной группе.{284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}Группымышцышеимышцы животамышцы спинынаклон впередОГКростЭкспериментальная16,6613,4616,064,0659,33116,06Контрольная32,2616,9318,134,4160117,93 Второй этап исследовательской деятельности проведение формирующего эксперимента. Основная задача этапа – внедрение комплекса фитбол-гимнастики для формирования правильной осанки в процесс физического воспитания учащихся младшего школьного возраста. В ходе изучения методических материалов и опыта работы специалистов физического воспитания был выделен комплекс упражнений фитбол-гимнастики для формирования правильной осанки автора Пужаевой С. Н. из п. Дубки Саратовского района Саратовской области, как наиболее соответствующий решению задач исследования. Все занятия проводились фронтальным способом в 2 этапа.На Ι этапе упражнения выполняются со страховкой руками за фитбол, в медленном темпе, со средней амплитудой из исходного положения сидя на фитболе, требующее от детей удержания прямой спины, с различными движениями руками, ногами и головой. Данные упражнения вырабатывают умение сбалансировать центр тяжести ребенка с подвижной опорой, координацию движений, развивают вестибулярный аппарат и способствуют формированию и укреплению навыка правильной осанки. В основной части практически все упражнения выполняются из и.п. лежа на спине, сидя на мяче, стойки на коленях, что требует от ребенка дополнительных усилий при выполнении более сложных заданий. Использовались упражнения для развития мышц брюшного пресса, боковых мышц туловища, укрепления мышц спины, выработки навыков равновесия и правильной осанки, увеличения подвижности позвоночника.В заключительной части на всех этапах выполнялись упражнения на расслабление и одновременно растягивание, которые снимают физическую усталость. Темп выполнения очень медленный для восстановления дыхания и ЧСС.На ΙΙ этапе упражнения, выполняемые сидя на фитболе без страховки, требовали от учащихся проявления умения (приобретенного на Ιэтапе) - сбалансировать центр тяжести с подвижной опорой самостоятельно. Была увеличина амплитуда и темп движений (123-126 уд/мин), в результате чего увеличилось количество повторений.На обоих этапах достигался фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности, что способствовало формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физической культуре. Использовался целостный метод обучения, а так же педагогические методы наглядные и словесные. В основной части практически все упражнения выполняются из и.п. лежа на спине, сидя на мяче, стойки на коленях, что требует от ребенка дополнительных усилий при выполнения более сложных заданий. Используются упражнения для развития мышц брюшного пресса, боковых мышц туловища, укрепления мышц спины, выработки навыков равновесия и правильной осанки, увеличения подвижности позвоночника.В заключительной части на всех этапах выполняются упражнения на расслабление и одновременно растягивание, которые снимают физическую усталость. Темп выполнения очень медленный для восстановления дыхания и ЧСС.На ΙΙ этапе упражнения, выполняемые сидя на фитболе без страховки, требуют от ребенка проявления умения (приобретенного на Ιэтапе) - сбалансировать центр тяжести с подвижной опорой самостоятельно. Увеличивается амплитуда и темп движений (123-126 уд/мин), в результате чего увеличивается количество повторений.На обоих этапах достигался фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности, способствует формированию у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физической культуре. Использовался целостный метод обучения, а так же педагогические методы наглядные и словесные. Конспект фитбол-гимнастики для формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возрастаДля учащихся экспериментальной группы были организованны факультативные занятия 2 раза в неделю по 30 минут в урочной форме и в течение 1,5 месяцев регулярно проводились учителем физической культуры. Использовалась методика описанная выше. Занятие имело 3 части:• подготовительная часть 5 минут;• основная часть 15-20 минут;• заключительная часть 3-4 минуты.Контрольная группа учащихся занималась только на уроках физической культуры и выполняла комплексы общеразвивающих упражнений, оздоровительной направленности Конспект фитбол-гимнастики для формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возраста Последний этап исследовательской деятельности - проведение контрольного эксперимента.Для его проведения было организовано повторное тестирование по описанным выше тестам.Результаты учащихся экспериментальной и контрольной группы были математически обработаны и занесены в таблицу 2 и 3. {284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}Группымышцышеимышцы животамышцы спинынаклон впередЭкспериментальная39,9324,824,935,25Изменения в %48%45%35%22%Контрольная42,0626,1325,45,43Изменения в %5%35%33%18% {284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}ГруппыОГК%Рост%Экспериментальнаяначало59,33116,06конец63,336122,064Контрольнаяначало60117,93конец62,063121,132Прирост показателей в первом тесте составил - в экспериментальной группе составил 23,27сек. (48 %), в контрольной– 9,8сек. (5 %). Прирост показателей во втором тесте составил 11,34сек. (45 %) в экспериментальной группе и 9,2сек. (35 %) в контрольной.Прирост показателей в третьем тесте составил - в экспериментальной группе 8,87сек. (35 %), а в контрольной 9,27сек. (33 %).Прирост показателей в четвертом тесте составил - в экспериментальной группе 1,19см. (22%), в контрольной 1,02см. (18%).Прирост показателей ОГК в экспериментальной группе составил 4 см. (6%), в контрольной 2,06см. (3%). Прирост показателей роста составил в экспериментальной группе 6 см. (4%), в контрольной 3,2см. (2%). Повторное тестирование показало, что результаты контрольной группы во всех тестах показали незначительный рост результатов, когда как в экспериментальной группе рост результатов значительно больше.Полученные в ходе эксперимента результаты наглядно отражены в диаграмме. На диаграмме видно, что во всех тестах результаты экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной, а значит гипотеза исследования имеет свое подтверждение. ЗаключениеСохранение здоровья учащихся сегодня остается актуальной проблемой. В работе была затронута проблема формирования правильной осанки у учащихся младшего школьного возраста. Традиционные упражнения выполняются на жесткой опоре, они создают для детей большую ударную нагрузку на позвоночник и момент травмоопасности. При помощи фитболов этого можно избежать. Мячи помогали придать занятиям новизну, благодаря мячам были созданы наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и поэтому нагрузка, приходящаяся на межпозвоночные диски, распределялась равномерно.Предложенная методика по своей направленности оправдывает цель – формирования правильной осанки учащихся младшего школьного возраста, но нельзя забывать, что эмоциональная сторона, особенно для детей, которым нравиться яркая окраска фитболов, оказывает большое влияние на более эффективное восприятие упражнений. В результате проделанной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:Предложенный комплекс упражнений фитбол-гимнастики был подобран, с учетом возрастных особенностей и состояния осанки детей младшего школьного возраста.Увеличение показателей силы мышечного корсета и антропометрических данных подтверждает, что упражнения фитбол-гимнастикой эффективно воздействуют на состояние осанки учащихся младшего школьного возраста.Изменения показателей антропометрических данных и силы мышечного корсета в экспериментальной группе превышают изменения показателей в контрольной группе, это подтверждает, что упражнения фитбол-гимнастикой более эффективно воздействует на формирование осанки, чем упражнения традиционной гимнастики. Благодарю за внимание, с удовольствием отвечу на ваши вопросы!