Презентация. Развитие мотивации к самообразованию и самоорганизации посредством применения новых технологий


Развитие мотивации к самообразованию и самоорганизации посредством применения новых технологий Учитель русского языка и литературы Алабушева И.В. Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: - соответствие концепции гуманизации образования; - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; - использование личностно -ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества - самостоятельность творческой деятельности. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации успеха на уроке . Основными принципами инновационного обучения являются: - креативность (ориентация на творчество) ; - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: - ассоциативный ряд; - опорный конспект; - ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; - мозговая атака; - групповая дискуссия; - чтение с остановками и Вопросы Блума; - кластеры; - синквейн; - «Продвинутая лекция» ; - эссе; - ключевые термины; - перепутанные логические цепочки; n- дидактическая игра; - лингвистические карты; - лингвистическая аллюзия (намек) ; - исследование текста; - работа с тестами; - нетрадиционные формы домашнего задания. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Прием «Кластер»Последовательность действий логична и проста:- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи. СинквейнДля чего используют?- обогащает словарный запас;- подготавливает к краткому пересказу;- учит формулировать идею (ключевую фразу);- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;- получается у всех. Правила написания синквейна таковы:- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Русский язык. Живой, удивительный.Учит, объясняет, творит.Берегите наш родной язык!Познание. «Ромео и Джульетта»,Романтическая, трагическая.Поражает, восхищает, завораживает.Нет повести печальнее на свете.Любовь. «Слово о полку Игореве»Древний, ценный.Повествует, удивляет, поучает.Памятник древнерусской литературы.История. «Слово о полку Игореве»Достоверный, великий.Славит, объединяет, живет.Призыв к защите Родины.Мужество. Прием «Диаманты»Строчка первая: тема (существительное)Строчка вторая: определение (два прилагательных)Строчка третья:  действие (три причастия)Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)Строчка пятая: действие (три причастия)Строчка шестая: определение (два прилагательных)Строчка седьмая: тема (существительное) Л.Н.Толстой. «После бала»Ночь.Красивый, розовый.Радующий, мечтающий, танцующий.Ожидание, умиление, счастье, блаженство. Плачущий, кричащий, бьющий.Мрачный, визгливый.Утро. Обломов.Честный, умный. Влюбленный, окрыленный, мечтающий. Халат, тапочки, диван, ЗахарЛенящийся, разорившийся, увядающий. Равнодушный, нерешительный.Обломовщина ( угасание, смерть) «Тонкие» вопросыкто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... «Толстые» вопросыДайте объяснение, почему... Почему вы думаете... Почему вы считаете... В чем разница... Предположите, что будет, если... Что, если… Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросовРомашка «Блума»:- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке: Почему … хорошо, а … плохо?» «Чем … отличается от …?»- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»– Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов :- Урок - семинар - Урок - лекция - Урок – беседа - Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )- Урок - КВН - Урок - защита проекта - Урок – диспут - Урок - конференция - Урок - театрализованное представление - Урок - маскарад - Урок – путешествие - Урок - зачет Типы домашнего задания: - творческая работа; - лингвистическое исследование текста; - художественное чтение; - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; - продолжение неоконченных произведений; - наблюдение за природой; - подготовка словарных диктантов; - составление вопросника к зачету по теме; - составление конспекта, опорных таблиц; - письмо по памяти. Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.Больше всего дети утомляются в бездействии.  Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку. Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее. Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель. Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает. Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».